Мы считаем велосипедное движение важной составляющей экологичной транспортной инфраструктуры современного города. Велосипед, как транспортное средство, замечателен тем, что выполняет одновременно две функции: быстро перемещает человека в нужное место и обеспечивает ему необходимый минимум физической нагрузки, который он получает в естественных условиях – выполняя другие свои задачи. Обычный велосипед не потребляет никакой энергии, кроме энергии человеческого тела, не загрязняет окружающую среду и является самым эффективным транспортным средством при передвижении на небольшие расстояния в городских условиях.
Развитие велосипедного движения в таком крайне автомобилизированном городе, как Санкт-Петербург, является непростой и по мнению многих – спорной задачей, так как для ее решения необходимо изменить течение корневых процессов развития города.
В декабре 2011 года наши коллеги из ЦНСИ участвовали в проектировании и проведении количественного социологического исследования для «официальной» концепции развития велодвижения в Санкт-Петербурге, заказанной Комитетом по транспортной политике и транспортному развитию. В то же время, Открытая лаборатория Город начала собственное дополнительное исследование с целью предоставить альтернативный взгляд на проблему.
В декабре 2011 – январе 2012 года было проведено исследование по качественной методике, включавшее интервьюирование велосипедистов, автомобилистов, пешеходов, экспертов в разных областях, фокус группу с велосипедистами о проблемах велосипеда как транспорта в Петербурге. Целью исследования было выявить возможности и наиболее серьезные препятствия для развития велосипедного движения и предложить возможные стратегии дальнейших действий.
В результате анализа данных качественного и количественного исследований была сформирована «Концепция», которую мы в ближайшее время собираемся представить вниманию публики.