Заранее необходимо отметить, что указанные области применения необходимо соотносить с реальными характеристиками УДС. Например, ограничение транзита не всегда работает из-за особенностей топологии УДС и характеристик транспортных потоков.
При злоупотреблении односторонним движением в городах может получиться как очень неудобная для использования автомобилем, так и ухудшающую транспортную ситуацию в принципе (значительные и, в тоже время, неизбежные перепробеги, экология, маршруты ОТ и др.) транспортная сеть. В тоже время необходимо учитывать возможность увеличения рисков ДТП с пешеходами на нерегулируемых пешеходных переходах.
Для избегания рисков ДТП и затруднения движения необходимо внимательно проектировать расстановку технических средств организации движения. Особенно высоки риски нарушений в краткосрочный период сразу после введения (изменения) одностороннего движения на улице. Для снижения рисков в этот период необходимо (как минимум в пиковые часы) перед въездом на одностороннюю улицу (со стороны дорожного знака 3.1 — «кирпич») выставлять дежурных для указания правильного направления движения (а не как у нас любили делать в свое время — сотрудники ГИБДД стояли за знаком 3.1 и штрафовали невнимательных водителей). Желательна установка широкоформатных заметных предупреждающих щитов на подъезде к улице с односторонним движением.
Желательно выполнять моделирование движения транспортных потоков в сети.
Область применения односторонних улиц
- Сохранение непрерывного транспортного потока на узкой проезжей части и при высокой интенсивности движения транспортных потоков.
- Дополнительные места для парковки для автомобилей на узкой проезжей части без сильного влияния на движущийся транспортный поток (это основной аргумент для плотно застроенных жилыми зданиями территорий).
- Снижение интенсивности транзитных транспортных потоков за счет удлинения маршрутов по УДС с односторонними улицами (вместо прямого проезда по улице приходится объезжать эту улицу).
- Для улучшения работы пересечений: упрощение организации движения, увеличение пропускной способности, уменьшение количество конфликтных точек.
- Организация обособленных полос для движения общественного транспорта на узкой проезжей части (за счет встречной полосы).
- Одностороннее движение с точки зрения минимальных перепробегов для местного движения в большей степени подходит для участков с плотной УДС и короткими перегонами.
- Увеличение разрешенной скорости движения за счет уменьшения риска ДТП со встречными автомобилями (например, на загородных дорогах высших категорий с помощью устройства широкой разделительной полосы и барьерного ограждения по оси дороги).
- Снижение риска ДТП из-за невнимательности водителей (большее значение здесь играет снижение возможной скорости движения).
Недостатки одностороннего движения
- Необходимость перепробегов, в некоторых случаях весьма значительных (в том числе при непродуманности маршрутов общественного транспорта). Объезды приводят к появлению высоких транспортных нагрузок в других местах.
- Особенно опасна необходимость объездов для велосипедистов, так как они часто игнорируют эту необходимость и используют одностороннюю проезжую часть для движения навстречу разрешенному потоку. Такое неожиданное появление велосипедиста на проезжей части может оказаться для водителя неожиданностью и привести к ДТП.
- Повышение риска ошибочного восприятия водителем дорожных знаков (либо игнорирование водителем требований организации движения) и выезда на улицу с односторонним движением во встречном направлении, что может привести к ДТП или затруднению движения на участке УДС.
- Затруднения в движении из-за ошибочного восприятия водителем улицы с односторонним движением (например, поворот налево не из крайнего левого ряда).
- Сложность организации нерегулируемого пешеходного перехода в случае более одной полосы для движения в одном направлении. Кроме того, необходимо учитывать привычку пешехода при выходе на проезжую часть — сначала посмотрел налево, дошел до середины, затем посмотрел направо.
Какое максимальное расстояние допускается для объезда при установке одностороннего движения