Автобан — название скоростной автомобильной дороги в Германии. Дословно Autobahn переводится как дорога для автомобилей. Важно понимать, что не все загородные дороги в Германии являются автобанами. Принципиальной особенностью автобанов (для обеспечения высокой скорости и безопасности движения) является обязательное разделение направлений движения разделительной полосой, а также отсутствие пересечений транспортных потоков в одном уровне – все пересечения реализованы в виде транспортных развязок в разных уровнях.
Слово Autobahn в данном смысле в первый раз было использовано в 1932 году (в Германии).
Рекомендую к просмотру фильм National Geographic — Суперсооружения: Автобан.
Содержание
1. Самый первый автобан.
2. Максимальная скорость на автобане.
3. Контроль нарушений на автобане.
4. Дополнительные полосы на автобане.
5. Аварии на автобанах
6. На автобанах отсутствуют животные и пешеходы
1. Самый первый автобан.
Первый автобан в Европе, связывающий два города (Кёльн и Бонн), был открыт в Германии 6 августа 1932 года. Длина автобана составляла 20 км. Сейчас он обозначается аббревиатурой А 555. Проектом автомобильной дороги уже тогда предусматривалась скорость движения автомобилей 120 км/ч (на тот момент физически не достижимая).
2. Максимальная скорость на автобане.
В Германии около 13000 километров автобанов. Около 50% из них действительно не имеют ограничений по скоростному режиму. Указана лишь рекомендуемая скорость 130 км/ч. При желании на таком автобане можно ехать со скоростью 200 или 250 км/ч. Это не запрещено. Однако организация неформальных гонок на автобанах преследуется по закону.
Стоит отметить, что оставшиеся участки имеют ограничение по скоростному режиму. 40% всех автобанов имеют постоянное ограничение скорости. В зависимости от условий скорость на автобанах может быть постоянно ограничена от 60 км/ч (в городах) до 130 км/ч (за городом).
Самая малая часть участков — 10% — имеют временное ограничение скоростного режима, которое чаще всего связано с ремонтными работами или неподобающим состоянием дороги.
3. Контроль нарушений на автобане.
Может показаться, что при отсутствии ограничений скорости на некоторых участках контроль со стороны полиции не нужен и не осуществляется. Однако, в германских правилах дорожного движения существует достаточно поводов для наказания нарушителей. Камеры позволяют выявлять нарушителей только скоростного режима, а для всех остальных видов нарушений ( не соблюдение дистанции, опасное маневрирование, движение в левом ряду без необходимости и т.д.) существует специальная полиция, автомобили которой ничем не отличаются от гражданских. Выявив нарушителей полиция требует съехать их с автобана на первом съезде на не скоростную дорогу и там уже останавливают.
С 23 секунды видео можно увидеть, как выглядит замаскированный полицейский автомобиль
4. Дополнительные полосы на автобане.
Типовой-поперечный профиль кроме основных полос движения предполагает еще по одной укрепленной полосе с каждой стороны, запрещенной для движения. Не смотря на то, что она называется Standstreife — остановочная полоса, остановка на ней категорически запрещена. Бытует мнение, что она необходима для посадки вертолетов в экстремальных ситуациях. Но она служит всего трем целям:
1. Уборка поврежденных автомобилей после аварии с основных полос движений до момента их эвакуации;
2. Для беспрепятственного проезда автомобилей экстренных служб к месту аварии;
3. Для ремонта или реконструкции автобана. Временное увеличение ширины проезжей части за счет остановочной полосы дает возможность пропускать оба направления по одной половине автобана, в то время как другая половина ремонтируется.
На рисунке показаны три полосы для движения и одна остановочная полоса.
5. Аварии на автобанах
Самым аварийным автобаном по исследованиям является автобан А-24 соединяющий Берлин и Гамбург. Основная причина аварийности считается прямолинейность — редкое появление кривых. Немецкими нормами не допускается протяженность прямых участков длинна L [м] = 24*V[км/ч]. То есть при 100 км/ч максимальная длина прямого участка составляет 2,4 км. Отсутствие кривых притупляет бдительность, нагоняет сон и заставляет разгоняться и рисковать для увеличения уровня адреналина и борьбы со сном.
Исследования влияния скорости на ДТП на автобанах также показали, что ограничение скорости до 130 км/ч существенно снижает аварийность участка. Это представлено на графике повреждений и аварий для участка автобана А-24 до и после 2002 года — момент введения ограничения скорости движения 130 км/ч.
6. На автобанах отсутствуют животные и пешеходы
Автобаны прокладываются в обход населенных пунктов. В крупных городах при веском обосновании автобан также может прокладываться, но не в ущерб инфраструктуре города — в туннеле, на эстакаде, вне застроенных территорий. Таким образом появление пешеходов на нем исключено. Также на автобане запрещено движение велосипедов.
В местах миграции животных устраивают зверопереходы. Для крупных животных — это широкие озелененные мосты над автобаном. Для мелких млекопитающих подходят крупные трубы в насыпи. Дополнительно автобаны ограждаются сеткой.
Кто дочитал до конца найдет еще 3 кратких факта:
1. На автобане не обязательно устройство освещения (см. первую фотографию). Достаточно качественной и обновляемой разметки.
2. На автобане нет пересечений в одном уровне. При этом на пересекаемой автобаном дороге такие пересечения могут присутствовать. Подробнее об этом в статье Принципы проектирования транспортных развязок. На автобанах среднего и высокого класса допускаются только разделение и слияние потоков (конфликтная точка переплетение вынесена за пределы основной проезжей части).
3. Стандартным решением для пересечения автобанов является транспортная развязка по типу клеверный лист.
История обновлений
14.09.2014 — Новая публикация.
04.10.2015 — Обновление 1. Добавлен пункт «Самый первый автобан». Расширено определение.
Автобан мало чем отличается от хорошо спроектированного шоссе. Более того, есть старые автобаны, построенные во времена, когда автомобиль с трудом набирал 200кмч. Именно по этому эта тема так рьяно обходится стороной нашими «эккспертами». Ведь если признать подобные факты, еще более актуальной станет лживость декларируемых целей о якобы безопасности.
Я вижу много неопределенностей. Что такое «шоссе»? В РФ есть классификация дорог, но шоссе там нет. Что такое «хорошо спроектированное»? В РФ есть Главгосэкспертиза, которая утверждает соответствие стандартам и др. документам. Что такое «во времена, когда автомобиль с трудом набирал 200 кмч»? Назовите конкретную дату. Подобные факты невозможно признать ни правдивыми, ни лживыми, ведь фактов Вы не привели никаких.