Волей судеб вхожу в состав рабочей группы по транспорту и безопасности дорожного движения при комитете по законодательству ЗакС Санкт-Петербурга (официально название несколько сложнее). В рамках этой группы предложил описанную ниже инициативу. По слухам депутатам понравилась и даже хотят заслушать с докладом. Как будет развиваться дальше — посмотрим.
Если у вас есть идеи — то можете тоже мне их озвучить в комментариях. Заранее предупрежу (проверено на собственном опыте) — не все идеи проходные.
Обоснование необходимости мероприятий по БДД
В г. Санкт-Петербург ежегодно гибнет несколько сотен людей в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП). За 2016 год по данным ГИБДД количество погибших в результате ДТП снизилось на 32 % и составляет 239 человек. Количество зарегистрированных ранений также снизилось на 15 % и составляет 7508 человек.
Смерть и тяжелые ранения — это не только невосполнимая потеря родственника, ребенка или кормильца, это и ущерб экономике города и страны. В среднем ущерб для государства от гибели одного человека составляет около 9 миллионов рублей. То есть ущерб только от погибших в ДТП составляет около 2 миллиардов рублей в за 2016 год. Дополнительно необходимо учитывать расходы государства на содержание инвалидов, лечение и восстановление материального имущества.
При пересчете на 100 000 жителей количество смертей составляет около 4,78 погибших. Например, в Берлине это значение составляет 1,64 погибших на 100 000 жителей. В среднем в европейских столицах — 3,9 погибших на 100 000 жителей.
Основная цель для комплексного проведения мероприятий для обеспечения безопасности дорожного движения — нулевая смертность на дорогах.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона о безопасности дорожного движения
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
- приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
- соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
- программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Таким образом мероприятия для обеспечения безопасности на дорогах являются необходимостью.
Первоочередные мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения
Снижение допустимой скорости движения
Около 54 % погибших и 37 % раненых являются уязвимыми участниками дорожного движения — пешеходами и велосипедистами. Ключевую роль для безопасности данной категории является максимальная разрешенная скорость автомобилей. Сейчас фактически она составляет 79 км/ч и не является совместимой с жизнью. По данным европейских исследований при столкновении на скорости 50 км/ч погибает около 80 % пешеходов, на скорости 30 км/ч — около 15 %.
По данным шведских исследований максимальная скорость при лобовом столкновении автомобилей при условии выживания водителя и пассажиров должна быть не более 70 км/ч, а при боковом столкновении (на пересечениях) — не более 50 км/ч.
Всемирная организация здравоохранения рекомендует максимально разрешенную скорость в городах 50 км/ч.
Предложения:
- Выбрать участки улично-дорожной сети в центральной части города на основе статистики ДТП и градостроительного значения, для установки техническими средствами организации дорожного движения (ТСОДД) ограничения скорости 30, 40 или 50 км/ч. (Вариант: Ввести ТСОДД ограничение скоростного режима 50 км/ч на территории города за исключением улиц и дорог, на проезжей части которых появление велосипедистов и пешеходов исключено, а тротуар отделен от проезжей части газоном или барьерным ограждением.)
- Инициировать работу Государственной Думы по снижению нештрафуемого превышения скорости до 3 или 5 км/ч в населенных пунктах с повышением ответственности водителей за нарушения установленной допустимой скорости движения.
Компенсационные мероприятия для застройщиков жилых комплексов
Часто можно наблюдать резкое ухудшение транспортной ситуации и безопасности дорожного движения в местах новых жилых комплексах.
Предложения:
- Обязать застройщика прогнозировать изменение в движении транспорта и других участников дорожного движения, изменения безопасности дорожного движения.
- В качестве компенсационных мероприятий выполнять мероприятия по адаптации улично-дорожной сети, ее оснащения, сети общественного транспорта к новым условиям после застройки территории (реконструкция улиц, устройство линий и/или остановок общественного транспорта, устройство новых пешеходных переходов, тротуаров и т.п.).
По скоростному режиму отличное начинание. Добавлю третим подпунктом инициирование создания схемы скоростного режима для всей УДС Питера.
Не знаю, как в Питере, но в целом не вижу значимых проблем с БДД при застройке новых районов.
Ещё предлагаю добавить:
а) повышение безопасности переходов (выявление таких на основе статистики гибдд и проведение локалок по строительству островков безопасности, уширений тротуаров, усиление освещения, повышение видимости пешеходов и так далее).
б) организация новых переходов в местах массового выхода пешеходов на проезжую часть
Спасибо! Много чего в планах. Главное, чтобы это все не затухло.