Фото Игоря Пушного.
Содержание
Что такое платный въезд в определенный район города и для чего он нужен?
Стоимость организации платного въезда и его окупаемость
Комментарии специалистов
Альтернативы
Вывод
Что такое платный въезд в определенный район города и для чего он нужен?
Платный въезд на определенную территорию — это один из множества инструментов для управления транспортными потоками в городе. Точно также как и платные парковки, платный въезд влияет на определенный сегмент пользователей транспортной инфраструктуры.
Платные парковки ограничивают входящий поток личного автотранспорта, имеющий целью своей поездки именно место расположения платной парковки. И, в тоже время платные парковки могут простимулировать транзитную функцию улично-дорожной сети — снижение нагрузки, упорядочивание движения и парковки, отсутствие перепробегов в поисках парковки способствуют повышению удобства и скорости для транспортных потоков, проезжающих сквозь район платных парковок, и, как следствие, ведет к перераспределению транспортных потоков. В результате этого все положительные эффекты от платных парковок могут быть сведены к минимуму, а риски ДТП (в результате средней возросшей скорости) и экологическая нагрузка (выхлопы и шум) увеличатся. То же касается и расходов на содержание УДС.
Платный въезд, в свою очередь, ограничивает как въезд на заданную городскую территорию, так и ограничивает транзит сквозь нее. То есть, это способ управления движения с большей палитрой возможных настроек, и он имеет более широкий спектр применения. В том числе и за счет возможности настройки учета времени и пункта въезда и выезда с заданной территории. То есть имеется техническая возможность за счет полученного временного интервала и места пересечения границы платного участка сделать вывод о том, является ли поездка транзитной или имела своей целью именно зону платного въезда. На основании целей поездок можно устанавливать соответствующую тарификацию.
Основной задачей платного въезда является снижение транспортной нагрузки на определенной территории. И это, как следствие, ведет к снижению экологической нагрузки, созданию более комфортных условий для жизни, снижению риска ДТП, сокращению расходов на строительство и содержанию наиболее дорогой части УДС — проезжей части для автомобилей, приоритезации движения общественного транспорта и полезных для здоровья перемещений пешком и на велосипеде.
Еще один важный момент заключается в том, что целью платного въезда на определенную территорию не является ограничение подвижности жителей данной территории. Поэтому для них необходимо предусматривать льготные тарифы, которые с одной стороны являются доступными для подавляющего большинства, с другой стороны ограничивают получение такого права теми жителями, которые не пользуются личным транспортом.
Стоимость организации платного въезда и его окупаемость
Прежде всего важно сделать акцент на том, что основной целью введения платного въезда на заданную городскую территорию (как и для большинства мероприятий в управлении транспортными потоками) не является получение чистого финансового дохода. Выгода появляется от снижения влияния транспортной нагрузки на город. Это и меньшие затраты в области здравоохранения, и увеличение стоимости земли и налоговых поступлений в результате роста привлекательности территории для жизни, работы и проведения времени. Поэтому и стоимость въезда на территорию рассчитывается не исходя из дохода и окупаемости, а исходя из платежеспособности автомобилистов для установления расчетного уровня загрузки ограниченной для въезда территории. Иными словами, стоимость должна быть настолько высокой, чтобы позволить себе въехать в платную зону могло себе только строго заданное количество автомобилистов — это исключительно регуляционный инструмент.
Комментарии специалистов
Мария Константиновна Роженко, доцент высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского ВШЭ:
В качестве примеров городов с введенным платным въездом можно привести Милан, Лондон, Стокгольм и Сингапур (хотя последний город относится скорее к другой системе, которая называется “Electronic road pricing”. В ней речь идет не столько об оплате въезда на выделенную территорию, а скорее проезда по определенным дорогам, причем эта стоимость зависит от внешних условий — в первую очередь, загруженности дорог).
Следует понимать, с какой целью вводится платный въезд. Среди наиболее существенных можно выделить следующие:
— управление спросом на использование личного автомобильного транспорта: в вышеуказанных городах наблюдалось снижение спроса на автомобильные поездки на 10-20%;
— привлечение дополнительных денежных средств: 2 — 6,5% от бюджета в Милане, Лондоне, Стокгольме;
— улучшение экологической обстановки: в Стокгольме наблюдалось снижение выбросов СО2 на 15%;
— сохранение исторического облика города — цель организации платного въезда в центр Милана, в частности.
При выборе территории нужно учитывать в первую очередь топографические характеристики сети. Из-за этого стоимость внедрения системы платного въезда в Стокгольме в разы ниже стоимости внедрения в Лондоне. Должен быть ярко выраженный центр, к которому тяготеют транспортные потоки.
При осуществлении проекта возможны и некоторые риски:
— технические: перераспределение потоков может привести к усилению нагрузки на дороги вне центра – как результат, экологическая обстановка в целом по городу не изменится;
— политические: общественные протесты, нежелание городской администрации внедрять это довольно непопулярное решение;
— технологические: различные проблемы с администрированием.
Тарифы могут быть двух типов. Либо пользователю необходимо платить за каждое пересечение границ заданной территории, либо берется оплата сразу за целый день. При этом системы для учета проезда транспортных средств также различаются. Может быть установлена наружная видеокамера для проверки регистрационных номеров автомобилей, либо транспондер/GPS-устройство в самом автомобиле. В случае с видеокамерой погрешность правильного считывания номеров очень высока, в остальных случаях необходима установка дополнительного оборудования в автомобиль.
Платный въезд – один из возможных инструментов перераспределения потоков, который к тому же дополнительно может приносить доход в бюджет города. Однако его введение требует серьезной и тщательной предварительной работы. Чтобы этот инструмент работал эффективно, существует ряд условий для его использования:
— должны быть понятные цели системы платного въезда;
— прозрачная финансовая схема, включая вопросы распределения полученных средств;
— подготовленное и положительно настроенное население.
В целом, с моей точки зрения, намного эффективнее механизм “Electronic road pricing”, к которому мы придем лет через 10 – 30, поэтому сейчас вводить специально систему, отвечающую за платный въезд в центр, в большинстве городов просто не нужно. Потратим время и деньги на введение платного въезда, а потом придется целиком менять систему оплаты проезда.
Институтом экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ под руководством Кулаковой Татьяны Владимировны в прошлом году производилась оценка возможности запуска платного въезда в центр города Казань. Были получены следующие результаты:
- При целевом снижении нагрузки на улично-дорожную сеть в центре города на 15-20 %, вне центра нагрузка вырастет на 12-20 %. При этом в целом по городу экологическая ситуация почти не изменится;
- Невозможно доказать прибыльность организации платного въезда — стоимость разработки и внедрения системы высока, и срок окупаемости с теми тарифами, которые население в состоянии заплатить, очень большой;
- В настоящее время население города не поддерживает введение платного въезда в центр.
Поставленную проблему повышения качества экологической обстановки можно решить вполне “традиционными” способами транспортного планирования: развитием общественного транспорта, проведением последовательной парковочной политики, введением ограничений на движение по экологическим характеристикам.
Альтернативы
Есть несколько простых способов попытаться снизить нагрузку на центр города. Именно попытаться. Причем данные мероприятия необходимо моделировать на транспортной модели города. Речь идет о различных ограничениях дорожными знаками.
Самое первое, что уже во многих местах реализовано — это запрет на проезд на грузовых автомобилей по определенным городским территориям. Это оказывает положительный эффект и в экологическом плане, и с точки зрения пропускной способности, и с точки зрения безопасности дорожного движения.
Вторая возможность — ограничение скорости движения автомобилей (например, до 30 км/ч). Основной целью данного мероприятия является снижение риска ДТП. И дополнительно может снизить транзитные корреспонденции в “межпиковые” часы из-за более быстрого маршрута по другим участкам улично-дорожной сети.
Третья простая возможность — наконец ввести возможность ограничений по экологическому классу автомобилей. Опыт в зарубежных странах уже имеется. Подобное мероприятие требуется независимо от ограничений на въезд для снижения экологической нагрузки — некоторые исследования показывают серьезную экологическую нагрузку на город от неэффективного транспорта.
Не факт, что указанные выше мероприятия полностью заменят платный въезд, но часть задач они безусловно решат. А если внедрять эти мероприятия совместно, то определенно будет виден эффект синергии.
Далее следуют более сложные с точки зрения расходов и инженерной проработки вариантов.
Управление движением транспорта светофорами. Известно, что светофоры — это мощный инструмент для организации дорожного движения, который в самом простом применении позволяет устанавливать очередность проезда перекрестков. Однако уже есть практика использования светофора в качестве ограничителя для въезда на магистрали для снижения нагрузки на дороге и в определенную черту в городе (надеюсь написать примеры подробнее). Есть два варианта:
- Для ограничение въезда на определенную территорию в городе на всех пересечениях с улицами по периметру заданной территории светофоры настраиваются таким образом, чтобы пропускать на заданную территорию строго определенное количество автотранспорта (см. рисунок) при этом общественный транспорт движется без задержек и других каких-либо ограничений, например, по выделенной полосе. Есть мнение, что в Москве это будет реализовано с очень большой долей вероятности.
- Для небольших населенных пунктов, через которые проходят загородные дороги и транзитные автомобильные потоки перегружают внутреннюю улично-дорожную сеть также применяют “заградительные” светофоры, которые устанавливаются на въезде в населенный пункт. Это позволяет перенести перегруженные участки за пределы населенного пункта (см. рисунок). Причем происходит это без значительного изменения общего времени в пути, но со значительным снижением конфликтных ситуаций в городе и приоритетом для внутригородского движения.
При наличии светофорного регулирования данные мероприятия могут быть значительно дешевле организации платного въезда и при этом не менее эффективными.
Однако, стоит отметить, что любой светофор может быть легко перенастроен в любое время (кстати, часто используется ручной режим регулирования), что может испортить любую хорошую задумку, проанализированную на модели и отлично работающую в реальных условиях.
Дополнительно к недостатку такого решения можно отнести все еще большое количество желающих попасть на территорию с ограниченным доступом на личном автомобиле, даже не смотря на за трудности и заторы. Это в свою очередь приведет к заторам в соседних районах со всеми негативными последствиями.
Гармонизация геометрических параметров улиц. В частности это касается изменение параметров поперечного профиля (например, уменьшение числа полос для автомобилей) и конфигурации пересечений (устройство островков безопасности и направляющих островков) на въезде на заданную территорию. Подобные мероприятия, как правило, необходимы для ограничения пропускной способности проезжей части для автомобилей. Движение общественного транспорта при этом не должно стесняться.
Также как и при настройке светофорного регулирования, эти мероприятия могут привести к заторам в соседних районах города.
Вывод
Прийти к однозначному выводу о необходимости введения платного въезда на основе экспертного мнения, как мне кажется, невозможно. Необходимо выполнять моделирование с использованием достоверных исходных данных и рассматривая (сравнивая) различные схемы управления движением транспорта в городе. С учетом широкого круга целевых показателей: затрачиваемое время на перемещения/доступность территорий, здоровье, экология, доходы-расходы города в целом (а не только в определенном виде транспорта).