Недавно опубликованная статья “Поиск узких мест и бутылочных горлышек” получила довольно много комментариев в социальных сетях. Значительная часть сообщений сводилось к эмоциональному отрицанию предложенных мероприятий. Наибольшее негодование в массах вызвал раздел “Снижение уровня загрузки улично-дорожной сети индивидуальным транспортом”, в котором предлагалось устранение избыточных (не выполняющих полезной работы) полос для движения транспорта. Для подтверждения возможности проведения подобных мероприятий без серьезных ухудшений условий движения личных автомобилей и, в тоже время, со значительным улучшением условий жизни в городе привожу в пример недавно реализованный проект восстановления исторического канала в центре города, на месте которого в 70-х годах была построена многополосная магистраль.
Людей с преобладающей эмоциональной (в пользу автомобильного движения) оценкой решений данный пример вряд ли переубедит, поэтому далее читать не обязательно. Пример предназначен для тех, кто на деле интересуется решениями в управлении движением и рациональным использованием городского пространства.
Перейдем к примеру. Источник текста (англ.) и изображений.
Автомобильная дорога “из ниоткуда в никуда” в центре Утрехта была закончена в середине 1970-х и имела 11 полос для движения к моменту когда она была закрыта в начале 2010 года. Она была построена на месте засыпанного рва вокруг центра города. Сейчас ров возвращается в своем изначальном виде. Это соответствует концепции практически всех голландских городов, центр которых освобождается от автомобилей и приобретает облик доавтомобильной эпохи.
Утрехт был основан в 1122 году и в скором времени был обнесен стеной и рвом для обороны от неприятелей. К 19 веку защитные укрепления не играли никакой роли, и поэтому стена была практически разобрана. Юго-восточная часть укреплений была преобразована в парк, в который отлично вписывался и ров, и оставшаяся часть стены. Северо-западная часть была развитым промышленно-торговым центром, в который по рву наполненному водой доставлялись товары. Однако позже из-за роста города порт был вынесен за пределы центра, автомобильное движение сильно выросло.
В 50-е года 20 века было обычным явлением использование не нужных водных путей для строительства дорог для автомобилей. В 1950-х годах в Утрехт приехал немецкий инженер, который предложил засыпать ров для строительства четырехполосной кольцевой автомобильной дороги вокруг центра города. Правительство города, глядя на города США, быстро согласилось, но в то же время столкнулось с масштабным сопротивлением жителей города, которое помешало планам строительства. В 1966 году министр культуры Голландии перевел участок в юго-восточной части центра города в территории, находящиеся под защитой государства. А вот развитый промышленный центр в северо-западной части было решено развивать строительством дороги на месте канала. Строительство дороги началось в 1968, а первый участок был открыт для проезда в 1973 году.
Так как дорога получилась короткой и ничего не соединяющей, она не имела смысла. Всю дорогу можно было проехать за 1 минуту. Уже в 1970 году появилось общественное движение, направленное на защиту центра города и восстановление рва. Но только в 1989 году правительство решило восстановить ров. Пришлось подождать еще 10 лет до того момента, когда правительство окончательно утвердило решение о восстановлении рва.
Северная часть засыпанного рва (зеленым цветом на карте) никогда не превращалась в дорогу, а использовалось в качестве парковочного пространства в течении 30 лет. Это место было признано отлично подходящим для эксперимента. При восстановлении рва свое прежнее место заняли мосты и набережные. Были высажены деревья. В 2002 году восстановленный ров был соединен с системой каналов и заполнился водой. И жители Утрехта сразу полюбили это место.
В 60-е года строительство автомобильной дороги было частью реконструкции железнодорожной станции, расположенной рядом с дорогой. Интересно отметить, что возвращение рва также является частью модернизации этой же железнодорожной станции. Взгляд на транспорт и движение в городе сильно изменилось. Однако важно понимать — автомобили не запрещены. Есть дороги ведущие к центру города, есть возможность добраться на автомобиле почти в любое место в центре. Но эти дороги имеют меньше полос для движения, а автомобильное движение не является теперь доминирующим инструментом для перемещения. Практика показала, что ограничение именно сквозного движения через центр города в значительной степени влияет на снижение интенсивности движения.
Что теперь происходит в Голландских городах? Места освобожденные от автомобильного движения теперь используются для других видов транспорта (общественный транспорт, пешеходное и автомобильное движение), а также для формирования притягательных общественных пространств, таких как кафе под открытым небом, мест для отдыха, скверов, парков и других.
В марте 2010 года автомобильная дорога, проходящая по дну канала была закрыта для движения. Все строительные конструкции были демонтированы. Для удержания грунта в землю был забит шпунт (не видимый на поверхности). Перемычка отделяющая бывшую дорогу от сети каналов была разобрана. В конце была восстановлена набережная. Бетонные сваи забитые под дорогой были вытащены для использования полезного объема под каналом.
Под каналом решили организовать парковку вместимостью 1300 автомобилей со строительством тоннеля для въезда. Также был необходим въезд на подземную парковку, относящуюся к театру, грузовикам для погрузки и разгрузки театрального оборудования.
Земляные работы (отрывка канала) на этом участке начались в 2015 году и через 2 месяца был открыт канал с набережными и высаженными деревьями.
В декабре 2015 года этот участок канала был открыт. Однако работы по строительству парковки все еще продолжаются и закончатся к 2017 году. В планах осталась реконструкция еще нескольких сотен метров, но на это пока не хватает бюджетных средств.
Разборка автомобильной дороги наглядно демонстрирует политику Утрехта, которая обозначает, что основные пользователи транспортной инфраструктуры это пешеходы и велосипедисты, а не люди использующие частные автомобили. Городское пространство предназначено не для транспортного потока, а для людей, которые живут в городе.
—
Как мы видим, Утрехт уже прошел долгий путь от зарождения проавтомобильных настроений в 50-х годах 20 века до концепции равноправия всех жителей города и, так называемой, sustainable mobility в 21 века. И это не единственный пример, такой же путь прошли Германия, Франция, Великобритания и другие страны. Изменение мышления и приоритетов сопровождалось бурной строительной деятельностью по корректированию среды обитания. Нужно подчеркнуть, что это было изменение именно мышления и стереотипов, а не внешних природных условий и законов, которые постоянны и неизменны, как первый закон Ньютона. В итоге, в процессе эволюции, специалисты пришли к наиболее прогрессивному на данный момент времени решению.
Москва в частности и Россия в целом сейчас находятся в 70-х — 90-х годах прошлого столетия по сравнению с указанными европейскими странами в плане развития транспортной инфраструктуры и управления движением. Было бы разумным, имея отличный пример, скорректировать свой подход и избежать ошибок, которые придется исправлять в будущем.