Недавно опубликованная статья “Поиск узких мест и бутылочных горлышек” получила довольно много комментариев в социальных сетях. Значительная часть сообщений сводилось к эмоциональному отрицанию предложенных мероприятий. Наибольшее негодование в массах вызвал раздел “Снижение уровня загрузки улично-дорожной сети индивидуальным транспортом”, в котором предлагалось устранение избыточных (не выполняющих полезной работы) полос для движения транспорта. Для подтверждения возможности проведения подобных мероприятий без серьезных ухудшений условий движения личных автомобилей и, в тоже время, со значительным улучшением условий жизни в городе привожу в пример недавно реализованный проект восстановления исторического канала в центре города, на месте которого в 70-х годах была построена многополосная магистраль.
Людей с преобладающей эмоциональной (в пользу автомобильного движения) оценкой решений данный пример вряд ли переубедит, поэтому далее читать не обязательно. Пример предназначен для тех, кто на деле интересуется решениями в управлении движением и рациональным использованием городского пространства.
Перейдем к примеру. Источник текста (англ.) и изображений.
Автомобильная дорога “из ниоткуда в никуда” в центре Утрехта была закончена в середине 1970-х и имела 11 полос для движения к моменту когда она была закрыта в начале 2010 года. Она была построена на месте засыпанного рва вокруг центра города. Сейчас ров возвращается в своем изначальном виде. Это соответствует концепции практически всех голландских городов, центр которых освобождается от автомобилей и приобретает облик доавтомобильной эпохи.
![История автомобильных дорог в центре Утрехта в трех фотографиях](https://transspot.ru/wp-content/uploads/2016/11/01-1.jpg)
Утрехт был основан в 1122 году и в скором времени был обнесен стеной и рвом для обороны от неприятелей. К 19 веку защитные укрепления не играли никакой роли, и поэтому стена была практически разобрана. Юго-восточная часть укреплений была преобразована в парк, в который отлично вписывался и ров, и оставшаяся часть стены. Северо-западная часть была развитым промышленно-торговым центром, в который по рву наполненному водой доставлялись товары. Однако позже из-за роста города порт был вынесен за пределы центра, автомобильное движение сильно выросло.
![карта Утрехта](https://transspot.ru/wp-content/uploads/2016/11/02-1.jpg)
В 50-е года 20 века было обычным явлением использование не нужных водных путей для строительства дорог для автомобилей. В 1950-х годах в Утрехт приехал немецкий инженер, который предложил засыпать ров для строительства четырехполосной кольцевой автомобильной дороги вокруг центра города. Правительство города, глядя на города США, быстро согласилось, но в то же время столкнулось с масштабным сопротивлением жителей города, которое помешало планам строительства. В 1966 году министр культуры Голландии перевел участок в юго-восточной части центра города в территории, находящиеся под защитой государства. А вот развитый промышленный центр в северо-западной части было решено развивать строительством дороги на месте канала. Строительство дороги началось в 1968, а первый участок был открыт для проезда в 1973 году.
![Транспортный план Утрехта](https://transspot.ru/wp-content/uploads/2016/11/03.jpg)
![Фото дороги в Утрехте](https://transspot.ru/wp-content/uploads/2016/11/04.jpg)
Так как дорога получилась короткой и ничего не соединяющей, она не имела смысла. Всю дорогу можно было проехать за 1 минуту. Уже в 1970 году появилось общественное движение, направленное на защиту центра города и восстановление рва. Но только в 1989 году правительство решило восстановить ров. Пришлось подождать еще 10 лет до того момента, когда правительство окончательно утвердило решение о восстановлении рва.
![Количество полос для движения](https://transspot.ru/wp-content/uploads/2016/11/05.jpg)
![Загрузка автомобильной дороги автомобилями. Она всегда свободна.](https://transspot.ru/wp-content/uploads/2016/11/06.jpg)
Северная часть засыпанного рва (зеленым цветом на карте) никогда не превращалась в дорогу, а использовалось в качестве парковочного пространства в течении 30 лет. Это место было признано отлично подходящим для эксперимента. При восстановлении рва свое прежнее место заняли мосты и набережные. Были высажены деревья. В 2002 году восстановленный ров был соединен с системой каналов и заполнился водой. И жители Утрехта сразу полюбили это место.
![Часть восстановленного рва. Деревьям уже 14 лет. И по внешнему виду никак не заподозрить, что с 1970 по 2000 год здесь была автомобильная парковка.](https://transspot.ru/wp-content/uploads/2016/11/07.jpg)
В 60-е года строительство автомобильной дороги было частью реконструкции железнодорожной станции, расположенной рядом с дорогой. Интересно отметить, что возвращение рва также является частью модернизации этой же железнодорожной станции. Взгляд на транспорт и движение в городе сильно изменилось. Однако важно понимать — автомобили не запрещены. Есть дороги ведущие к центру города, есть возможность добраться на автомобиле почти в любое место в центре. Но эти дороги имеют меньше полос для движения, а автомобильное движение не является теперь доминирующим инструментом для перемещения. Практика показала, что ограничение именно сквозного движения через центр города в значительной степени влияет на снижение интенсивности движения.
Что теперь происходит в Голландских городах? Места освобожденные от автомобильного движения теперь используются для других видов транспорта (общественный транспорт, пешеходное и автомобильное движение), а также для формирования притягательных общественных пространств, таких как кафе под открытым небом, мест для отдыха, скверов, парков и других.
![Пояснительный рисунок к возвращению рва. Слева: дорога с 1970-х по 2010. Справа: работы по разборке моста, забивке шпунта (для разборки подпорной стены), вытягивание свай.](https://transspot.ru/wp-content/uploads/2016/11/08.jpg)
В марте 2010 года автомобильная дорога, проходящая по дну канала была закрыта для движения. Все строительные конструкции были демонтированы. Для удержания грунта в землю был забит шпунт (не видимый на поверхности). Перемычка отделяющая бывшую дорогу от сети каналов была разобрана. В конце была восстановлена набережная. Бетонные сваи забитые под дорогой были вытащены для использования полезного объема под каналом.
![Организация въезда в подземную парковку, организация подземной парковки, организация служебного въезда в театр музыки вдоль канала.](https://transspot.ru/wp-content/uploads/2016/11/09.jpg)
Под каналом решили организовать парковку вместимостью 1300 автомобилей со строительством тоннеля для въезда. Также был необходим въезд на подземную парковку, относящуюся к театру, грузовикам для погрузки и разгрузки театрального оборудования.
![2011 год. Мост уже разобран. Подпорные стенки еще на месте.](https://transspot.ru/wp-content/uploads/2016/11/10.jpg)
![Разрез рва и окружающих зданий. Изображение показывает еще недостроенную часть проекта.](https://transspot.ru/wp-content/uploads/2016/11/11.jpg)
Земляные работы (отрывка канала) на этом участке начались в 2015 году и через 2 месяца был открыт канал с набережными и высаженными деревьями.
В декабре 2015 года этот участок канала был открыт. Однако работы по строительству парковки все еще продолжаются и закончатся к 2017 году. В планах осталась реконструкция еще нескольких сотен метров, но на это пока не хватает бюджетных средств.
![Самая южная часть бывшей автомобильной дороги в 2016 году. Средство на реконструкцию этой части появятся позже.](https://transspot.ru/wp-content/uploads/2016/11/12.jpg)
Разборка автомобильной дороги наглядно демонстрирует политику Утрехта, которая обозначает, что основные пользователи транспортной инфраструктуры это пешеходы и велосипедисты, а не люди использующие частные автомобили. Городское пространство предназначено не для транспортного потока, а для людей, которые живут в городе.
—
Как мы видим, Утрехт уже прошел долгий путь от зарождения проавтомобильных настроений в 50-х годах 20 века до концепции равноправия всех жителей города и, так называемой, sustainable mobility в 21 века. И это не единственный пример, такой же путь прошли Германия, Франция, Великобритания и другие страны. Изменение мышления и приоритетов сопровождалось бурной строительной деятельностью по корректированию среды обитания. Нужно подчеркнуть, что это было изменение именно мышления и стереотипов, а не внешних природных условий и законов, которые постоянны и неизменны, как первый закон Ньютона. В итоге, в процессе эволюции, специалисты пришли к наиболее прогрессивному на данный момент времени решению.
Москва в частности и Россия в целом сейчас находятся в 70-х — 90-х годах прошлого столетия по сравнению с указанными европейскими странами в плане развития транспортной инфраструктуры и управления движением. Было бы разумным, имея отличный пример, скорректировать свой подход и избежать ошибок, которые придется исправлять в будущем.