Сейчас некоторые последователи градозащитников 1980-х вновь предлагают сделать Невский пешеходным, при этом утверждая, что часть транспортного потока возьмет на себя в ближайшие годы планирующийся ко вводу Западный скоростной диаметр… Хотя все мы знаем, что даже Кольцевая дорога не избавила Петербург от пробок и не спасла центр города от заторов.- Мне кажется, что обсуждать всерьез идею пешеходного Невского нет никакого смысла. Здесь не надо снова что-то изобретать — достаточно обратиться к документам конца 1980-х — начала 1990-х. Сама жизнь показала абсурдность этого проекта. Новые попытки идеи «пешеходного Невского», на мой взгляд, просто зондаж общественного мнения — в первую очередь со стороны некоторых руководителей архитектурных проектных мастерских. Думаю, они только и мечтают присосаться к бюджетной кормушке, чтобы сделать очередной нереализуемый архитектурный проект, подобный проектам так называемого «нового петербургского зоопарка». Проекты «нового зоопарка» стоили городу десятки миллионов рублей. Почему мы не учимся на ошибках наших предшественников? На всех трех частях Невского проспекта (от Адмиралтейства до площади Восстания, на Старо-Невском проспекте и на Ново-Невском проспекте — Гончарной улице) с середины 1990-х годов транспортное движение возросло в несколько раз. И теперь эта «пешеходная идея» выглядит еще более абсурдной, чем раньше. Мне кажется, что на нее просто не имеет никакого смысла отвлекать внимание общественности, горожан, а тем более — городских властей.
Я понимаю, когда историк-краевед не понимает законов транспортного спроса и предложения, а конкретнее, что предложение новых дорог стимулирует спрос на передвижение на личном автомобиле. Но когда историк не понимает риска потери исторических зданий на Невском проспекте — это как-то странно. Историк-краевед Сергей Лебедев сам бы мог додумать внятные доводы в пользу ограничения активного автомобильного движения по Невскому проспекту. Перечислю:
1. Загрязнение зданий на Невском проспекте. Постоянно грязные фасады. Это украшает город? Сомневаюсь.
2. Отвратительный воздух в центре города из-за выхлопа нескольких тысяч автомобилей в час. Место для прогулок? Нет спасибо.
3. Шум. Пытался ли историк не напрягаясь разговаривать на на Невском в час пик? Не уверен.
4. Узкие тротуары (разумеется, относительно существующего пешеходного движения). На Невском в час пик не пройти свободно. А это вроде как главная туристическая улица Петербурга. Чем больше туристов, тем богаче город и тем выше его культурная ценность. Об этом историк, похоже, не слышал.
5. Посидеть за чашечкой кофе на летних верандах в кафе на Невском проспекте не пожелаешь и врагу. Почему? Смотри первые четыре пункта.
6. Как думает историк, есть ли реальные жители в тех квартирах, которые выходят окнами на Невский проспект? По моему опыту эти квартиры сдаются. Посуточно. Квартиры в центре города должны быть объектом стремления в них жить. А получается, как бы от них повыгоднее избавиться.
Эти все негативные факторы исчезнут в случае пешеходного Невского. Более того, как показывают исследования, выручка магазинов (а, следовательно, налоги) на пешеходных улицах выше.
А что будет с транспортом? Для того чтобы понять, что будет с транспортом есть специальные транспортные модели, которые позволяют моделировать ситуацию. Но самое главное, самому городу необходимо понимать, что он хочет сделать с транспортом. А этого понимания пока нет.
Нужно понимать, что с Невского не обязательно полностью убирать транспортное движение. Но в любом случае необходимо увеличить приоритет общественного транспорта и пешеходного движения. Это положительно скажется как на бюджете города так и на исторической сохранности и ценности Невского.
Смену вообще понесло на какие-то странные темы. То велофобия, то притягивание за уши. Я вообще сам скептически отношусь к перекрытию движению по Невскому даже летом в воскресенье (пока не увижу нормальных схем объезда с соответствующими мерами ОДД), но приоритет в пользу пешеходов и ОТ давно смещать надо.