Ремни и подушки безопасности
Две эти опции безопасности неразрывно связаны: ремни пришли в автопромышленность из авиации в 1930-х годах; как и лётчики, автомобилисты с неохотой восприняли нововведение. Ещё бы, каждый раз их нужно было «подгонять» под себя, «быстрых» замков не существовало; пристегнуться было делом хлопотным. Кроме того, никаких особых исследований в области безопасности не производилось, поэтому автопроизводители конструировали ремни кто во что горазд.
Ситуация изменилась в 1958 году, когда компания Volvo наняла инженера Нильса Болина, ранее трудившегося над катапультируемыми креслами для шведских ВВС. Он предложил конструкцию трёхточечного ремня, ставшую стандартом отрасли. Что любопытно, исходный вариант был даже безопаснее последующих: ремень был статичным, он требовал точной подгонки, но хорошо уберегал от травм. Однако вскоре выяснилось, что люди ленятся возиться с регулировками. Тогда была внедрена инерционная катушка; она автоматически подтягивает ремень по фигуре, но в случае ДТП допускает большую инерцию тела, что приводит к значительным перегрузкам.
До появления удобного ремня с инерционной катушкой водители настолько ленились пристёгиваться, что инженеры принялись разрабатывать подушки безопасности — как заменитель ремня. Первый патент в этой области получил американский инженер Джон Хетрик в 1953 году. Он попал в небольшую аварию и, приложившись головой о приборную панель, задумался о мягком воздушном куполе, который бы защищал водителя.
Его идеями заинтересовались Ford и General Motors, но потребовалось почти двадцать лет, чтобы технологии доросли до необходимого уровня: в исходной задумке не решался вопрос определения момента удара, плюс, как выяснилось, баллон со сжатым воздухом не мог вовремя наполнить купол газом. В 1967 году американский изобретатель Аллен Брид предложил использовать шариковый датчик; кроме того, были созданы пиропатроны, способные надуть подушку за тысячные доли секунды.
В 1972 году с конвейера сошёл первый автомобиль с аирбэгом — Ford Taunus. Спустя год подушки безопасности появились в качестве опции у марок Oldsmobile, Buick и Cadillac. Вскоре была набрана статистика, изучив которую автопроизводители отказались от первоначальной задумки «подушки вместо ремней»; выяснилось, что выстреливающий купол зачастую ранит пассажиров.
В 1981 году компания Mercedes-Benz предложила для своего флагмана W126 систему безопасности, где подушка работала в паре с ремнём: в момент удара специальное устройство сначала выбирало свободную длину лямки, надёжно фиксируя водителя, а потом раскрывался купол подушки. Такое сочетание оказалось наиболее удачным и получило повсеместное распространение.
Идеи на миллионы: история устройств, изменивших автоиндустрию
Как появились ремни и подушки безопасности
Не нашли то, что искали? Тогда мощные технологии поиска по сайту Вам помогут:
Ключевые слова: Автомобили, БДД.