Затор на автобане. По обочине никто не едет

Объезжаем пробки по обочинам. Как в Германии?!

Не нашли то, что искали? Тогда мощные технологии поиска по сайту Вам помогут:

Ключевые слова: , , , , .

Est-obnovlenija

Содержание

1. Новость
2. А как в Германии на самом деле?
3. Что такое обочина в РФ
4. В итоге
5. Исключения. Немного теории
6. Исключения. Пример

Новость

Объезжать автомобильные пробки по обочинам, как это делают в Германии, предлагают отраслевые эксперты.

Авторы инициативы — проектировщики и общественники — приводят в пример Германию, где во время заторов обочины превращаются в еще одну полосу для движения, причем совершенно официально. У нас же край дороги можно использовать только для экстренной остановки, да и то не везде — на мосту и скоростной трассе такая остановка нежелательна.

Пришло время и у нас легализовать поездки по обочине, говорят эксперты.

Дорогие наши дороги

Самое главное написать слово «эксперты». Давайте будем честными. Если уж и приводить недостоверные факты, то с указанием источника, а не виртуальных экспертов. Российские эксперты для меня уже хуже «британских ученых«.

А как в Германии на самом деле?

В чем же ошибка? Взглянем на типовой поперечный профиль загородной дороги в Германии

Типовой поперечный профиль загородной дороги в Германии (двухполосная дорога) (Источник: RAL 2012)
Типовой поперечный профиль загородной дороги в Германии (двухполосная дорога) (Источник: RAL 2012)

 

Типовой поперечный профиль загородной дороги в Германии (дорога с разделительной полосой)
Типовой поперечный профиль загородной дороги в Германии (дорога с разделительной полосой) (Источник: RAL 2012)

3,5 метра — полоса для движения, 0,5 метров — краевая полоса. А обочина имеет ширину всего лишь 1,5 метра. Реально по ней проехать объезжая затор? Я уже молчу про дорожную разметку, которая запрещает выезд на обочину, а также про отсутствие асфальтового покрытия. Неужели кто-то думает, что немцы настолько не заботятся о своих дорогах, что позволяют выносить тонны грунта/почвы с обочин на проезжую часть?

Резонный вопрос, а для чего тогда устраивается обочина в Германии? Это можно легко понять, прочитав немецкие нормативы на проектирование загородных дорог (RAL 2012):

Обочина предназначена для размещения элементов оснащения (дорожных знаков, рамных опор для дорожных знаков, сигнальных столбиков, барьерных ограждений), а также для нужд обслуживающих служб. Исходя из условий использования обслуживающими службами, а также для стоянки неисправных автомобилей обочина должна быть укреплена и иметь ширину 1,5 м.

Таким образом, Движение по обочине в Германии не разрешено.

Может быть это ошибка журналистов? А эксперты вовсе не обочину имели в виду. Ну, например, остановочную полосу на автобане.

Смотрим на типовой поперечный профиль автобана в Германии.

Типовой поперечный профиль автобана в Германии (шестиполосный автобан)
Типовой поперечный профиль автобана в Германии (шестиполосный автобан) (Источник: RAA 2008)

Полосы для движения — от 3,75 до 3,50 м, краевая полоса — 0,50 м, остановочная (боковая) полоса — 2,50 м (в некоторых случаях — 2,00 м и 3,00 м — см. ниже), обочина — опять же 1,50. Возможно журналисты или эксперты имели в виду остановочную полосу? Прочитаем, что написано про назначение остановочной полосы в немецких нормативах на проектирование автобанов (RAA 2008).

Остановочные полоса являются неотъемлемой частью поперечного профиля на автобанах исходя из соображений безопасности дорожного движения и обеспечения обслуживания дороги. Конструкция дорожной одежды на остановочной полосе аналогична конструкции на проезжей части для обеспечения проезда тяжелого транспорта во время ремонтов и аварий (во время ремонта и аварий, которые мешают проезду по проезжей части, транспортный поток пускается по остановочной полосе).

Для автобанов высших категорий исходят из возможности безопасной остановки грузовиков и назначают минимальную ширину остановочной полосы 2,50 метра. Для автобанов низших категорий ориентируются на легковые автомобили, а минимальная ширина составляет 2,00 метра.

Для четырехполосных автобанов для системы движения 4+0 (на период ремонта или реконструкции одного направления автобана — см. рис. ниже) необходимо предусматривать остановочные полосы шириной 3,00 метра с краевыми полосами 0,75 метров для обеспечения проезда во время проведения ремонта или реконструкции дороги.

Система движения 4+0. Позволяет сохранить количество полос движения (общая ширина 12 м) при ремонте или реконструкции одного из направления автобана.
Система движения 4+0. Позволяет сохранить количество полос движения (общая ширина 12 м) при ремонте или реконструкции одного из направления автобана. (Источник: RAA 2008)

То есть, как видно из рисунка и из перевода норм, по остановочной полосе действительно возможно движение. Но! Это движение возможно на период проведения ремонтных работ с обозначением разметкой, знаками и другими средствами организации дорожного движения. Вводится для сохранения пропускной способности автобана. Кроме того, остановочная полоса может быть использована обычными автомобилями в случае крупной аварии.

Чего в нормах описано не было, так это сохранения беспрепятственного проезда по остановочной полосе для спецслужб (пожарных, скорой и полиции) — это тоже функция остановочной полосы.

Возвращаясь к исходному вопросу — Нет, по остановочной полосе движения транспорта во время заторов в Германии не разрешено.

Теперь заглянем в правила дорожного движения Германии. Первый пункт параграфа 2 указывает, что:

Автомобиль должен двигаться только по проезжей части. Остановочная полоса не является проезжей частью.

Посмотрим на штрафы. Использование остановочной полосы для опережения — штраф 75 Евро  (на данный момент 5 500 рублей) и 1 пункт.

Для большей убедительности — пара фоток с заторами на автобанах:

Затор на автобане А2. Германия (Фото: KEYSTONE/Karl Mathis)
Затор на автобане А2. Германия (Фото: KEYSTONE/Karl Mathis)
Затор на автобане. Германия (Фото: http://www.br.de/nachrichten/verkehr)
Затор на автобане. Германия (Фото: http://www.br.de/nachrichten/verkehr)

Как мы видим, остановочные полосы не заняты автомобилями.

Еще пара ссылок:

Немецкая статья на тему Можно ли ехать по остановочной полосе во время заторов.

Немецкий авто-форум на котором обсуждается Как перестраиваться на переходно-скоростную полосу, если некоторые товарищи ездят по остановочной полосе.

Я не отрицаю, что в Германии в качестве исключения или эксперимента (обязательно научно-обоснованного) может вводиться возможность использования остановочной полосы. Однако, обязательно подчеркнуть слово исключение. Почему я его выделил? Нужно знать немцев — они очень консервативны в проектировании автомобильных дорог. Это связано с их ответственностью за поведение водителей, которое в свою очередь сильно влияет на безопасность дорожного движения. Видел ли кто-то транспортную развязку в германии принципиально отличающуюся от клеверного листа (условно, стандартных типов развязок в Германии несколько)? Я нет. Все элементы привычны и понятны для водителей, они знают чего ожидать. Будь то Берлин или Гамбург, или Мюнхен. Никому не придет в голову делать переходно-скоростную полосу, примыкающую слева к проезжей части на автобане. Это непривычно, это опасно, даже если позволяет существенно снизить затраты и вписать развязку в существующие условия. Также и с движением по остановочной полосе. Что будет происходить в зоне начала переходно-скоростной полосы? Кто будет иметь приоритет — тот кто едет по проезжей части или кто едет по остановочной полосе (ведь в зоне переходно-скоростной полосы остановочная полоса исчезает и становится проезжей частью). Очень много деталей, которые сильно усложняют правила движения и могут быть истолкованы по разному. А где сложно и непонятно — там выше опасность.

Тем не менее не смотря на свой консерватизм немцы исследуют поведение людей (в частности водителей) и совершенствуют свои нормы проектирования, делая поездку комфортнее и безопаснее для автомобилиста. Водитель по сути не ощущает изменений, но лучше соблюдает правила, спокойней себя ведет и, соответственно, совершает более безопасную поездку. Немцы обдуманно выбирают направление и идут до совершенства. А не так как у нас — метаются из стороны в сторону. То диагональный переход (необоснованно), то устранение пересечения пешеходных и транспортных потоков (необоснованно), то резкий категорический отказ от отличной для определенных условий транспортной развязки по типу клеверный лист (необоснованно), то наконец — давайте изменим функцию обочин. Меняете функцию — называйте по другому! Или вы на тех же обочинах, где будут ездить автомобили собираетесь устанавливать барьерные ограждения? Будет отлично выглядеть и можно будет хорошо проехать по такой обочине.

Теперь посмотрим, какое определение обочине дает нормативная документация в РФ

Из ГОСТ Р 52399-2005:

3.3 укрепленная часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, имеющая дорожную одежду.

3.4 грунтовая часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, не имеющая дорожной одежды.

Все как-то не понятно. Интересно, для чего же она нужна? Заглянем в ПДД:

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Странно, что не указана возможность установки барьерных ограждений и сигнальных столбиков. Они ставятся именно на обочине (ГОСТ Р 52289-2004).

Что значит для «движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами»? Ответ даст Википедия:

Обочина не предназначена для нормального движения механических транспортных средств (ПДД 9.9).

Обочина предназначена для:

  • остановки и стоянки транспортных средств (ПДД 12.1);
  • разворота, если его нельзя произвести без заезда на обочину (ПДД 8.8);
  • при отсутствии тротуаров — для движения пешеходов (ПДД 4.1);
  • при отсутствии велосипедных дорожек — для движения велосипедов и мопедов (если это не создаёт помех пешеходам, иначе велосипеды и мопеды должны двигаться по проезжей части) (ПДД 24.2).

Как мы видим из ПДД, обочина не предназначена для нормального движения механических транспортных средств.

Эксперты предлагают очередную замену понятий и путаницу. Разрешим нормальное движение (пускай только на время заторов, но все же нормальное. Хотя тут еще нужно будет подумать, как определить — есть затор или его нет, чтобы понимать, можно ли ехать по обочине или нет). А куда девать пешеходов, которые ходят по обочине в отсутствии пешеходных дорожек? А куда должно устанавливаться барьерное ограждение? Уберем его совсем. Хотя нет, лучше введем новое понятие — банкет и поставим на него барьерное ограждение. На банкете же будет возможность экстренной остановки транспортных средств и прохода пешеходов. И ничего, что слово банкет уже существует и означает определенный элемент земляного полотна и имеет свою функцию — мы его тоже как-нибудь по другому назовем.

Не замечаете странности ситуации? Как-будто кто-то хочет себя чем-то занять, просто так, чтобы чем-то заниматься. Причем не важно чем. Но лучше не сильно напрягаться…

В итоге

Если расшифровать все написанное экспертами в статье и перевести на язык правильных терминов, то получится примерно следующее:

Устроить дополнительную полосу для движения автомобилей и убрать из элементов поперечного профиля обочину (совсем убрать или сократить ее до минимума — из статьи не ясно).

Зачем городить огород с обочинами — не понятно. Зачем ссылаться на мифическую германскую практику — тоже не понятно. Хотите сделать как в Германии — сделайте сначала хотя-бы усилие, чтобы изучить немецкие нормы проектирования и правила дорожного движения.

Исключения. Немного теории

Обзор исключительных мероприятий

На двух-, трех- и четырехполосных загородных дорогах есть только обочины (в германском понимании). Для обочин исключений нет. Исключения касаются только автобанов и только остановочных полос.

То есть протяженность загородных дорог в Германии с возможностью проезда по обочине 0 км из 86 000 км. Протяженность автобанов, на которых допускается временный регулируемый проезд по остановочной полосе, составляет около 500 км из 13 500 км (менее 4 %).

Временное (в часы пик) разрешение проезда по остановочной полосе автобана относится к комплексу временных мероприятий для улучшения условий движения, безопасности дорожного движения и повышения пропускной способности автобана.

Эти мероприятия включают в себя:

1. Управление транспортным потоком на уровне автодорожной сети (включая построение альтернативного маршрута и отображения его на дорожных указателях в случаях ДТП или заторов);
2. Управление транспортным потоком на уровне участка дороги (включая ограничение скорости движения и предупреждения о дорожной обстановке в зависимости от ситуации на дороге);
3. Устройство временного проезда по остановочной полосе для обеспечения равномерного движения в моменты высокой интенсивности движения транспортных потоков;
4. Регулирование въезда автомобилей на автобан для улучшения условий движения на полосе разгона с помощью установки светофора.

Устройство инфраструктуры для управления движением позволяет увеличить пропускную способность автобана на 15 %. Дополнительно к этому, оборудование остановочных полос для временного проезда увеличивает пропускную способность на 20 — 30 % (в зависимости от числа существующих полос).

Устройство временного проезда по остановочной полосе может быть реализовано только вместе с мероприятиями по управлению движения транспортного потока. Возможность реализации данного мероприятия оценивается по следующим критериям:

1. Наличие автобана в национальной программе реконструкции (этим гарантируется, что впоследствии автобан будет реконструирован, а решение с временным проездом по остановочной полосе действительно является промежуточным решением);
2. Высокая транспортная нагрузка на участок (более 16 250 автомобилей в сутки на одну полосу движения);
3. Наличие непрерывной остановочной полосы (для исключения перестраивания из полосы в полосу и для обеспечения равномерности движения);
4. Учет особых транспортных или строительных ограничений (например, возможность обеспечения минимальной ширины полосы движения для грузовиков 3,5 м, а для легкового транспорта — 3,25 м).

Зависимость Интенсивность потока - Пропускная способность - Затор
Зависимость Интенсивность потока — Пропускная способность — Затор (Источник: BVWP 2015)

Безопасность дорожного движения

Как отмечается, на автобанах без остановочной полосы и при наличии в составе потока грузовых автомобилей более 10% ДТП происходят чаще по сравнению с автобанами с остановочной полосой. Однако негативное влияние на безопасность дорожного движения остановочной полосы с временным (с включением движения только в часы пик) разрешением движения до сих пор не указано ни в каких исследованиях.

Пропускная способность

На исследуемых автобанах ( А 3 и А 5 в Хессене по три полосы движения в каждом направлении), при разрешении использования остановочной полосы для движения транспорта, вне транспортных развязок пропускная способность повысилась на 20 % — 25 %. Таким образом пропускная способность остановочной полосы в среднем составляет 60 % от пропускной способности обычной полосы на автобане. В местах расположения транспортных развязок пропускная способность может быть ниже из-за возникновения участков переплетения потоков или уменьшения количества полос движения. Но в любом случае увеличение пропускной способности в большой степени зависит от условий движения транспорта и геометрических параметров участков.

Оценка эффективности затрат

Для оценки рациональности использования остановочной полосы для движения транспорта во время затора рассчитывается экономический эффект. Во-первых, оценивается выигрыш во времени для автомобилей (на 2030 год) и переводится в Евро. Для этого сравнивается два случая — с введением движения по остановочной полосе и без введения. И, во-вторых, рассчитываются инвестиционные и эксплуатационные затраты на элементы телеметрического управления движением транспортного потока, а также на мероприятия связанные с изменением геометрии автобана (добавление остановочных карманов, полос разгона и торможения).

В документе приведена ориентировочная оценка стоимости мероприятий:

1. Устройство системы управления движением транспорта — 300 000 Евро на 1 км в 1 направлении;
2. Расходы на содержание системы управления движением — 5 % в год от стоимости устройства системы;
3. Устройство остановочного кармана (минимум 1 карман на 1 км) — 40 000 евро;
4. Устройство полосы разгона или торможения (на транспортных развязках, площадках отдыха, автозаправочных станциях) — 125 000 евро.

Здесь не учтены расходы на реконструкцию остановочной полосы (чаще всего она имеет одинаковое покрытие с проезжей частью, но не достаточную ширину) и на реконструкцию мостов и путепроводов (необходимо детальное исследование несущей способности).

Исключения. Пример. Система управления движения с временным разрешением движения по остановочной полосе

В Германии существует автобан А 9 Нюрнберг — Мюнхен с возможностью проезда по остановочной полосе во время заторов. Но давайте окунемся и посмотрим на причины и реализацию.

Предпосылки

На схеме представлен проблемный участок автобана А 9 (от транспортной развязки ТР Холледау до ТР Нойфарн), имеющий по 3 полосы движения в каждую сторону. С севера к этому участку в сторону Мюнхена примыкает в сумме 5 полос. С юга к этому участку подходят 4 полосы. В часы пик на указанном участке возникают (вернее возникали до 16 октября 2014 года, когда была окончена реконструкция) заторы.

План участка с организацией временного разрешения движения по остановочной полосе
План участка с организацией временного разрешения движения по остановочной полосе. (Источник: http://www.abdsb.bayern.de/)

В тоже время декларируется особая важность и безальтернативность автобана А 9 для осуществления национальных и межгосударственных коммерческих и туристических перевозок в направлении север-юг.

Для увеличения пропускной способности предусмотрено расширение автобана на указанном участке до 4+4 полос движения. Однако, из-за отсутствия финансирования эти планы в ближайшее время не осуществимы.

На основании такого заключения в качестве временного решения было предложено улучшить существующую транспортную инфраструктуру с целью более эффективного использования. Это можно было осуществить с помощью технических и законодательных мероприятий. В частности, было возможно реализовать динамическое информирование водителей (ограничения и предупреждения) в зависимости от интенсивности транспортного движения и погодных условий с помощью знаков переменной информации.
Дополнительно принято решение о временном (на время действия «часа пик») использовании остановочной полосы для сокращения заторов.

Монтаж стоек опор для знаков переменной информации на автобане
Монтаж стоек опор для знаков переменной информации на автобане. (Источник: http://www.abdsb.bayern.de/)

Описание мероприятий

1. В направлении Мюнхена полностью реконструирована не обновлявшаяся в течение последних 20 лет система управления движения, включая установку дополнительных знаков переменной информации. В направлении Нюрнберга была установлена полностью новая система управления движением.

— Для передачи информации водителю предусмотрено размещение знаков переменной информации над проезжей частью.
— Для получения данных о транспортной ситуации предусмотрено размещение детекторов над проезжей частью. Для наибольшей точности совместно применяются детекторы нескольких типов. Это позволяет получать поминутную информацию о плотности, скорости и составе (легковые/грузовые автомобили) потока.
— Дополнительно используются детекторы для определения расстояний видимости (из-за тумана/дождя/снега), количества воды (толщины водной пленки) на проезжей части, температуры проезжей части, температуры замерзания воды.

Система управления движением на автобане А9. Германия
Система управления движением на автобане А9. Германия. (Фото: Karsten Pfeifer / http://www.erfolgsphoto.de)

2. Дополнительно к системе управления движением обустроена остановочная полоса для временного проезда в обоих направлениях. Управление движением по остановочной полосе интегрировано в общую систему управления движением. Для этого установлены:

— Знаки переменной информации (различных типов), управляющие движением по остановочной полосе,
— Транспортные детекторы над остановочной полосой,
— Видеокамеры наблюдения за отсутствием препятствий на остановочной полосе,

Кроме того, были выполнены следующие мероприятия:

— Устройство уширений земляного полотна (карманов) для вынужденной остановки транспортных средств с шагом 500 — 1000 метров,
— Строительство дополнительных полос разгона и торможения на транспортных развязках и в местах расположения площадок отдыха,
— Усиление дорожного покрытия остановочных полос и увеличение ширины до нормативной.

Знаки переменной информации управляют движение по остановочной полосе на автобане А9. Германия
Знаки переменной информации управляют движение по остановочной полосе на автобане А9. Германия. (Источник: http://www.abdsb.bayern.de/)

Работа системы управления дорожным движением

Координация работы системы управления дорожным движением осуществляется из центра управления движением на основе данных о транспортном потоке и окружающей среде, получаемых каждую минуту. Когда полученные данные превышают пороговые значения включается определенная программа организации движения. Эти функции исполняются в автоматическом режиме.

С учетом транспортной ситуации и погодных условий решаются следующие задачи:

— Влияние на скорость движения потока для стабилизации транспортного потока при высоких интенсивностях движения.
— Предупреждение о заторе с регулированием скорости перед началом затора.
— Снижение скорости потока с предупреждением о неблагоприятных погодных условиях (туман, влага и т.д.).
— Ограничение скорости потока вкупе с запретом обгона грузовиками при высокой интенсивности движения и высоком проценте грузовиков в составе потока.

При необходимости возможен ручной режим работы системы.

Проезд по остановочной полосе

При высокой интенсивности движения на автобане А 9 компьютер предлагает режим движения с разрешением использования остановочной полосы.

Перед включением указанного режима оператор центра управления проверяет отсутствие препятствий и обеспечение возможности проезда по остановочной полосе с помощью видеокамер (в полуавтоматическом режиме). Исходя из этих условий (проверка полосы видеокамерами) движение по остановочной полосе может быть разрешено только в светлое время суток и с достаточными условиями видимости (в том числе по погодным условиям).

Разрешение, запрещение, а также требование освободить остановочную полосу реализуется с помощью дорожных знаков дорожным знаков (переменной информации).

Требование освободить остановочную полосу на автобане в Германии
Требование освободить остановочную полосу на автобане в Германии. (Источник: http://www.abdsb.bayern.de/)

При снижении интенсивности движения транспортных потоков осуществляется переход к штатному режиму эксплуатации автобана (3 полосы движения без использования остановочной полосы).

Технико-экономические показатели

Протяженность системы управления движением / разрешения проезда по остановочной полосе:

А 9. Транспортная развязка Аллерсхаузен — Транспортная развязка Нойфарн
Направление на Мюнхен 13,7 км / 11,8 км
Направление на Нюрнберг 14,4 км / 11,0 км

Дорожные знаки переменной информации (направление на Мюнхен / направление на Нюрнберг):
П-образные опоры 9 сечений / 9 сечений
Г-образные опоры 3 сечения / 3 сечения
Мачты 1 сечение / 0 сечений

Сбор данных (направление на Мюнхен / направление на Нюрнберг):
Транспортные данные
— Подвесные детекторы 46 сечений / 35 сечений
— Петлевые детекторы 12 сечений / 4 сечения
Расстояние видимости 30 сечений / 0 сечений
Наличие воды на проезжей части 7 сечений / 2 сечения
Температура покрытия проезжей части 7 сечений / 7 сечений
Видеокамеры 37 сечений / 35 сечений

Ввод в эксплуатацию: 2012 год

Общая стоимость работ 16 млн Евро

Источники:

1. Bundesverkehrwegeplan 2015 — Machbarkeit und Wirksamkeit von Zwischenlosungen. (Возможность реализации и действенность временных решений)
2. http://www.abdsb.bayern.de/

История обновлений

2015.09.25 — Новая публикация.
2015.10.28 — Обновление 1. Добавлены Исключения. Теория и пример.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ключевые слова: , , , , .

5 1 vote
Рейтинг Статьи
Подписаться
Сообщить о
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
Просмотр всех комментариев
8 лет назад

Нужно состояние обочин сделать более лучшими , чтобы по ним удобней было объезжать пробку. Еще нужны дополнительные обочины, на случай если на улучшенной обочине тоже будет пробка.