Сначала видеоролик о Питере:
– Я всегда говорил и готов повторить: петербуржцам очень повезло. Мало того что вам досталось такое богатое культурное наследие – город пронизан историей, здесь потрясающая архитектура, реки, каналы, набережные… Так ещё и линейная структура улиц – чёткая и понятная. Но весь этот огромный потенциал, увы, сегодня используется на благо машин, а не людей. Главная проблема – Петербург задыхается от трафика, на улицах слишком много машин. И насколько я вижу, ваше больное место – парковка. Удивительно даже… Во всех цивилизованных городах мира, к каким, конечно, относится и Петербург, давно действует жёсткая политика в отношении парковок: люди платят, есть правила. В Петербурге же иначе как стихийной парковку не назовёшь: увидел место – влез. Это уровень развивающихся стран – такое можно увидеть ну разве что, скажем, в Индии. Это никуда не годится. В развитых странах уже понимают: машин с каждым днём становится больше, и если ничего не предпринимать, то город будет потихоньку умирать, качество жизни будет становиться хуже и хуже.
Выход один: нужна жёсткая позиция городских властей. Транспортные потоки надо регулировать. Это как в клубе. Например, оптимальное заполнение клуба – 200 человек. И тогда в клубе всем весело. Но стоит превысить оптимальное количество посетителей – и начнётся ад. То же самое и с машинами. Если говорить о Петербурге, то нынешняя ситуация уже недопустима! А ведь пробки – это не только потеря драгоценного времени. Нельзя забывать и об экологии, а ещё о том, что это влияет на самочувствие, на настроение: люди устают, раздражаются, они просто не получают удовольствия от жизни в городе! В моём родном Копенгагене, например, вывели цифру – оптимальное количество машин на улицах города (в первую очередь в центре). И движение регулируется таким образом, чтобы это число не превышалось. Плюс, конечно, платная парковка.
– Как вам идея сделать Невский проспект пешеходным? В частности, наша газета в начале этого года инициировала обсуждение проекта «Невский бульвар»…
– Думаю, Петербург вполне готов к тому, чтобы Невский стал улицей для пешеходов. Только надо очень тщательно продумать концепцию. В случае с Невским, считаю, Петербургу стоит последовать примеру Парижа и взять за основу модель Елисейских Полей, где основное пешеходное пространство создано на очень широких тротуарах. В Париже их специально расширяли в два раза. И в итоге количество пешеходов тоже увеличилось вдвое. На Елисейских Полях здания вдоль тротуаров, работающие в них кафе и магазины создают единое пространство, делающее прогулку привлекательной. И если на Невском удастся сделать что-то подобное, то, думаю, довольными останутся все.
Петербург крутой! Главное теперь не потерять это наследие.
Гуру современной урбанистики, с которым побеседовал корреспондент «НВ», в ужасе от количества машин на улицах нашего города. Но видит для Петербурга хорошие перспективы. И, в частности, предлагает реконструировать Невский проспект по примеру Елисейских Полей.
Выпускник Датской королевской академии изящных искусств Ян Гейл прославился на весь мир своей концепцией «Города для людей». Основная идея заключается в том, что современные города задыхаются от засилья личного автотранспорта, и именно это не позволяет сделать среду обитания жителей мегаполисов комфортной. Ян Гейл работал на всех континентах, консультировал руководителей крупнейших городов мира. По сути, именно по его концепции сегодня живут лучшие мегаполисы Европы, и не только. Два года назад он со своей командой добрался до Москвы – и столица, в которой ещё совсем недавно человеку практически не было места, стала быстро преображаться. И вот теперь, похоже, настала очередь Петербурга.
Напомним, что «Петербург для людей» – это та парадигма, которая в последнее время фактически стала одним из основных направлений редакционной политики «Невского времени». Конечно, поговорили мы с датским урбанистом и о проекте «Невский бульвар». Но для начала – о концепции Яна Гейла в целом…
– Сегодня перед российскими крупными городами встают те же самые проблемы, с которыми в западных мегаполисах столкнулись давно, – говорит Ян Гейл. – Столкнулись – и начали их решать. Главная проблема – засилье автомобилей. На каком-то этапе мы просто забыли, что вообще-то города строятся в первую очередь для людей, а не для машин. Но сегодня это вновь становится всем понятно, и перед мировым сообществом стоит задача, чтобы города были экологически безопасными, комфортными, попросту пригодными для нормальной человеческой жизни. Можно привести немало примеров, как современные мегаполисы превращались в города для людей. Взять Мельбурн – в этом году он возглавил рейтинг самых комфортных городов мира. Или Нью-Йорк – за последние семь лет там создали полсотни общественных зон, убрав оттуда машины и отдав пространство пешеходам. Но самый яркий пример – Копенгаген, который за полвека из автомобильного города превратился в пешеходный и велосипедный. Сегодня 37 процентов жителей Копенгагена ездят на работу на велосипедах. К слову, замечу, что Петербург просто идеален для развития велокультуры. Даже несмотря на капризную погоду. Как-нибудь можно будет поговорить об этом подробнее…
В целом же посмотрите вокруг: люди перестали двигаться, они сидят сиднем на своих рабочих местах, за рулём своих автомобилей – и умирают. Поэтому необходимо создавать условия, при которых жители городов как можно больше ходили бы пешком, ездили на велосипедах. И чтобы предпочитали общественный транспорт личному. Сегодня же многие воспринимают использование общественного транспорта как досадную необходимость. А надо, чтобы было наоборот, – чтобы езда в общественном транспорте была комфортной, а досадной необходимостью было бы как раз использование личного автомобиля.
– Господин Гейл, в своём выступлении на Петербургском форуме вы назвали чудом те изменения, которые произошли в Москве за последнюю пару лет. И к этим изменениям вы имеете непосредственное отношение…
– В Москве мы (бюро Gehl Architects. – Прим. «НВ») сделали ровно то же самое, что и в других городах, в которых работали: Мельбурн, Сидней, Лондон, Нью-Йорк… В 2012-м по заказу правительства российской столицы мы начали масштабное исследование московской городской среды. Мы в течение полутора лет изучали ситуацию, анализировали условия для комфортного пребывания людей в публичном пространстве Москвы. И выводы были неутешительными: большинство общественных пространств служило в Москве нуждам личного автотранспорта, а не людей. По итогам исследования издали книгу – своеобразный отчёт с рекомендациями. В частности, мы рекомендовали расширить тротуары, избавить обочины от припаркованных авто. Наше видение совпало с видением руководства города. И вот результат: буквально за полтора года, скажем, Тверская улица изменилась радикально – здесь поставили скамейки, высадили деревья… Самое отрадное, что этот процесс в Москве не останавливается. То, что мы видим сейчас, – это лишь начало «гуманизации» российской столицы, начало превращения враждебной городской среды в дружелюбную, по-настоящему комфортную.
– Над Петербургом планируете поработать?
– Да, мы предложили правительству Петербурга провести такое же исследование, какое провели в Москве. Сейчас наше предложение на рассмотрении в городской администрации. Ждём ответа. Мы рассчитывали получить ответ уже на форуме, но, к сожалению, запланированная встреча с губернатором Петербурга не состоялась. Как бы то ни было, если Петербург будет нуждаться в нашей помощи, мы сделаем это с радостью. Цель та же: понять, что нужно сделать, чтобы ваш чудесный город стал городом для людей.
– А сейчас его таковым назвать нельзя?
– Я всегда говорил и готов повторить: петербуржцам очень повезло. Мало того что вам досталось такое богатое культурное наследие – город пронизан историей, здесь потрясающая архитектура, реки, каналы, набережные… Так ещё и линейная структура улиц – чёткая и понятная. Но весь этот огромный потенциал, увы, сегодня используется на благо машин, а не людей. Главная проблема – Петербург задыхается от трафика, на улицах слишком много машин. И насколько я вижу, ваше больное место – парковка. Удивительно даже… Во всех цивилизованных городах мира, к каким, конечно, относится и Петербург, давно действует жёсткая политика в отношении парковок: люди платят, есть правила. В Петербурге же иначе как стихийной парковку не назовёшь: увидел место – влез. Это уровень развивающихся стран – такое можно увидеть ну разве что, скажем, в Индии. Это никуда не годится. В развитых странах уже понимают: машин с каждым днём становится больше, и если ничего не предпринимать, то город будет потихоньку умирать, качество жизни будет становиться хуже и хуже.
– Что же делать? Ведь повлиять на рост количества автомобилей мы не можем…
– Выход один: нужна жёсткая позиция городских властей. Транспортные потоки надо регулировать. Это как в клубе. Например, оптимальное заполнение клуба – 200 человек. И тогда в клубе всем весело. Но стоит превысить оптимальное количество посетителей – и начнётся ад. То же самое и с машинами. Если говорить о Петербурге, то нынешняя ситуация уже недопустима! А ведь пробки – это не только потеря драгоценного времени. Нельзя забывать и об экологии, а ещё о том, что это влияет на самочувствие, на настроение: люди устают, раздражаются, они просто не получают удовольствия от жизни в городе! В моём родном Копенгагене, например, вывели цифру – оптимальное количество машин на улицах города (в первую очередь в центре). И движение регулируется таким образом, чтобы это число не превышалось. Плюс, конечно, платная парковка.
– О платной парковке в Петербурге говорят давно, но толку пока ноль. Слишком уж протестует определённая категория автомобилистов…
– Проблема в том, что если вы говорите: «Мы уберём машины с улиц, запретив парковку», то никто не согласится. А вот если сказать: «Если хотите жить в здоровом, зелёном, комфортном и красивом городе, то придётся ввести некоторые ограничения», то тогда вы скорее убедите людей.
На самом деле есть всего несколько способов сделать так, чтобы на улицах было меньше машин. Можно требовать плату за въезд в центр города. Можно запретить парковку в центре, поднять её стоимость. Можно сужать дороги. Инструментов не так уж много. Вопрос в том, как найти их правильную комбинацию в каждом отдельном городе.
И я хочу сказать, что изначальная ситуация в Петербурге лучше, чем была в Москве. К примеру, на Невском проспекте гораздо больше пешеходов, чем на той же Тверской, раза в четыре. Я, если честно, вообще поражён количеством людей, прогуливающихся по вашей центральной магистрали. Это хороший сигнал. Это значит, что петербуржцы хотят ходить пешком. Надо только им помочь в этом – расширяя тротуары и вообще общественные пространства.
– Как вам идея сделать Невский проспект пешеходным? В частности, наша газета в начале этого года инициировала обсуждение проекта «Невский бульвар»…
– Думаю, Петербург вполне готов к тому, чтобы Невский стал улицей для пешеходов. Только надо очень тщательно продумать концепцию. В случае с Невским, считаю, Петербургу стоит последовать примеру Парижа и взять за основу модель Елисейских Полей, где основное пешеходное пространство создано на очень широких тротуарах. В Париже их специально расширяли в два раза. И в итоге количество пешеходов тоже увеличилось вдвое. На Елисейских Полях здания вдоль тротуаров, работающие в них кафе и магазины создают единое пространство, делающее прогулку привлекательной. И если на Невском удастся сделать что-то подобное, то, думаю, довольными останутся все.
– А как вам идея общественного движения «Красивый Петербург» делать Невский пешеходным по выходным?
– И к этому ваш город, конечно, готов. Даже в Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе, Боготе и во многих других заокеанских мегаполисах вообще весь центр регулярно отдают пешеходам. Так если даже в Америке делают это, то неужели такой цивилизованный европейский город, как Петербург, к этому не готов?
– Можете дать какой-то общий совет относительно концепции развития Петербурга?
– Он прост. Я бы советовал в течение ближайших лет постепенно отдавать всё больше городского пространства пешеходам. Ведь, кроме всего прочего, нельзя забывать, что Петербург – туристический центр. А что делают туристы? Правильно, ходят пешком! Их надо вытаскивать на улицы из автобусов. Впечатления о городе будут гораздо ярче, они наверняка захотят приехать ещё раз. То есть, помимо всего прочего, это ещё и стратегический ход, чтобы привлечь больше туристов.
А в целом повторюсь: Петербургу во всех отношениях повезло. Но нужна метла, чтобы вычистить публичные пространства, которые заполонили автомобили. И это не так сложно, как кажется. Если в Копенгагене этим начали заниматься 50 лет назад (и сегодня мы занимаем верхние строчки рейтингов самых комфортных городов мира), то в Мельбурне изменения произошли за 20 лет, в Нью-Йорке – за семь. А в Москве дело пошло за два года… Главное – начать. А потом сместить «центр тяжести» в противостоянии людей и машин станет проще – вот увидите. Но в любом случае работать надо начинать немедленно.
– Если бы 50 лет назад власти Копенгагена объявили такой план переустройства города – машин будет меньше, дети будут ходить в школу пешком, все будут ездить на велосипедах, – их бы прокатили на следующих же выборах. Поэтому Копенгаген двигался на ощупь.
– В России страсть к автомобилям ещё не прошла. В большинстве городов вашей страны ситуация с качеством городской среды с каждым днём будет только хуже. Автомобили захватывают города России. Всё более очевидна необходимость сменить направление развития.
– Все устали жить в таком бардаке, как, например, в Москве.
– Лучший город на свете – Венеция. Всё остальное – компромисс. Венецианские улицы – маленькие, тихие, на них люди останавливаются и говорят друг с другом.
– Ежедневная езда на личном авто – просто вредная привычка. От которой можно и нужно избавляться.
Беседовала Анастасия Ложко
тем временем…
Асфальт тронулся!
В последнее время у сторонников концепции «Петербург для людей» появилась надежда, что городские власти решили-таки наконец несколько потеснить машины в пользу пешеходов, велосипедов, общественного транспорта и пространства – иными словами, в пользу комфортной городской среды.
Здесь можно отметить и очередные, но на этот раз уже более-менее внятные планы обустройства велосипедной инфраструктуры: в городе должно появиться 16 продолжительных маршрутов (выделенных линий для велосипедистов) и 34 точки велопроката. И набирающую обороты программу системы внедрения платной парковки в центре: к 2016 году планируется оборудовать 23 тысячи платных машино-мест в зоне, ограниченной Невой, Фонтанкой, Лермонтовским проспектом, улицей Декабристов, переулком Матвеева, Крюковым каналом и площадью Труда.
Есть подвижки и с идеей «пешеходизации» Невского проспекта. Ещё год назад участники общественного движения «Красивый Петербург» предложили делать проспект пешеходным – по выходным в летний период (как это было во время перекрытия Невского из-за ремонта). Тогда призывы ушли в песок, но год спустя в Смольном довольно неожиданно вернулись к этой теме.
Пока в планах городских властей значится: начиная с лета 2015-го по выходным делать часть Невского проспекта (от Фонтанки до Дворцовой площади) пешеходной зоной. Для этого уже сейчас прорабатывается вопрос переноса маршрутов общественного транспорта. Однако в «Красивом Петербурге» предлагают, с одной стороны, компромиссный, а с другой – куда более перспективный вариант. Речь идёт о том, чтобы воплотить идею уже этим, а не будущим летом. Причём – без проблем для общественного транспорта. И для начала – от Фонтанки до Мойки.
– Вдоль автобусных полос устанавливаем делиниаторы, которые отделят пешеходную зону выходного дня от движения транспорта, – рассказывает координатор «Красивого Петербурга» Стив Каддинс. – А между выделенными линиями для общественного транспорта и пешеходной зоной – временные велодорожки, которые, занимая полполосы, станут буферной зоной между пешеходной частью проспекта и проезжей. При этом от центральной пешеходной части проспекта велодорожки будут отделены скамейками, вазонами с растениями и другими малыми архитектурными формами, которые по будням можно будет перемещать на широкие части тротуаров Невского, заодно улучшив и «будничную» пешеходную инфраструктуру проспекта.
В течение ближайшего времени детальная концепция пешеходного Невского будет представлена экспертам. После чего – с учётом всех уточнений – перенаправлена в администрацию Санкт-Петербурга.
напомним…
В чём суть проекта «Невский бульвар»
Пятого февраля этого года «НВ» запустило проект под условным названием «Невское время. Невский бульвар», в котором мы открыли общественное обсуждение идеи реконструкции Невского проспекта. Авторы идеи предлагают сделать часть Невского проспекта (от Мойки до Фонтанки или до Садовой улицы) бульваром: широкая пешеходная зона в центре, по две полосы движения (предположительно для общественного транспорта и автомобилей местных жителей) и узкие тротуары по краям.
Опрошенные нами эксперты считают, что реализация проекта «Невский бульвар» (или любого другого проекта по перераспределению инфраструктуры исторического центра в пользу пешеходов) возможна и начать работы необходимо уже в 2016 году – когда, как планируется, на полную мощь заработает ЗСД и будет введена система платных парковок в центре. ЗСД, как предполагается, оттянет на себя значительную часть транзитных потоков, сегодня следующих через центр из одного конца города в другой, а платные парковки во многом избавят центр от так называемой маятниковой миграции. Если начать реконструкцию Невского одновременно с открытием ЗСД (не раньше, но и не позже), то произойдёт необходимое и полезное для города перераспределение транспортных потоков.
Впрочем, суть этого проекта не в том, чтобы сделать Невский непременно бульваром. Главное – запустить процессы, в ходе которых наш главный проспект и весь центр города станут более комфортными для пешеходов, а в конечном счёте Петербург станет тем самым «городом для людей», о котором говорит Ян Гейл.