Фильм о необходимости учета природы человека при проектировании городов. Прошу отметить, что речь идет именно о городе. Не следует указанные здесь цитаты экстраполировать на загород — условия серьезно отличаются.
Тезисы фильма «Человеческий масштаб»
— Порой мне кажется, что мы лучше представляем условия для жизни горных горилл, чем для хомо-сапиенсов.
— Раньше мы жили племенами, кланами, крупные поселения, большие деревни. Для нас естественно существовать рядом с другими людьми. То что мы сейчас живем маленькими семьями — исключительно современное явление.
3:50 Глава 1. Сначала мы формируем года, потом они нас
— В 60-е годы в западных странах произошел экономический бум.
— Если кто-нибудь когда-нибудь специально заплатил бы градостроителям за то, чтобы они придумали идею города, убивающего городскую жизнь, те и то не справились бы лучше модернистов.
5:10 Китай. Самая быстрорастущая экономика в мире
— Раньше люди думали только для пропитания.
— Сегодня люди перебираются в города.
— У вас есть небоскреб? Мы построим еще выше.
— Но за эти годы мы повторили многие ошибки совершенные в западных странах.
— Потребление на рынке автомобилей и недвижимости главный двигатель мирового роста.
12:00 — Глава 2. Сделать мерилом то, что для вас важнее
12:10 Копенгаген, Дания
— В 60-е годы Копенгаген пережил ту же модернизацию, что сегодня переживает Китай.
— Ходить от дома к дому было очень скучно. Только ты, трава и небо.
— Большие жилые комплексы 60-х годов предполагали полную изоляцию.
— Градостроительство влияет на образ жизни и на судьбы людей.
— С 40-х годов градостроительство отталкивается от машин. Все направлено на то, чтобы увеличить скорость и простоту передвижения автомобилей.
— Чем больше строишь дорог, тем интенсивнее движение.
— Чем больше пространства для людей, тем интенсивнее общественная жизнь.
— В Копенгагене сейчас 35% населения ездит на велосипедах, 24% — на машинах.
16:50 Нью-Йорк, США
— 100 или 60 лет назад машина бала новинкой, приметой прогресса.
— Мы проложили новые магистрали через жилые районы, чтобы облегчить движение и не преуспели.
— При замерах движения не учитывают пешеходов. Подсчитывают только машины.
— Парадокс: Важно только то, что ты можешь измерить.
— На улицах вокруг Таймс Сквер 90% улиц предназначалось машинам и всего 10% — пешеходам. А на самом деле здесь 90% пешеходов и всего 10% — машин.
— Голос таксиста: «В Америке европейскую культуру не насадить. Не нужны в Нью-Йорке велодорожки.»
— Все предложения перемен встречались в штыки поскольку они меняли сложившийся образ жизни.
— Мы за одну ночь закрывали улицу и ставили стулья. И их тут же начинали использовать.
— Если все сидят по домам не будет ни оживления, ни спонтанности.
25:00 Лос-Анжелес, США
— 100 000 человек раз в год получают улицы в свое распоряжение
25:40 Глава 3. Как достичь большего меньшими средствами
25:40 Сиена, Италия
— Когда попадаешь в современный район, то становится понятно, что все пригороды выстроены так, чтобы машинам удобно было перемещаться со скоростью 60 км/ч.
27:30 Мельбурн, Австралия
— Люди понимают, что жить в пригородах невыгодно.
— В 80-е годы я обнаружил, что Мельбурн по сути умирает, в городе почти не осталось населения.
— Обнаружили скрытый ресурс — задворки домов.
— Мы обновили здания, изменили окружающую среду, и жизнь в городе кардинально изменилась.
— В 85-м было 2 кафе, теперь — более 500.
— Улицы превратились в гостиные.
— К 2050-ому году количество жителей городов удвоится. У нас нет ни времени, ни денег на строительство инфраструктуры, которая потребуется через 50 лет. Надо подумать, как достичь большего меньшими средствами.
31:20 Глава 4. Движение к нами же созданному хаосу
31:30 Дакка, Бангладеш
— 50 лет назад этот город был таким же как Венеция.
— Дакка — самый быстрорастущий город на Земле. Ежегодно переезжают в город пол миллиона человек. Чтобы справится с этим в Дакке используют модель основанную на машинах, на магистралях, на высотных спальных кварталах и огромных расходах энергии.
— Чиновники считали, что рикши — главная причина пробок. Поэтому они запретили рикш. Пробки никуда не делись.
— Всемирный банк выдает кредиты, чтобы мы строили дороги и развязки. Их строят. Это такой бизнес.
— 5% жителей пользуются автомобилями. 37% ездят на рикшах. Если эти 37% сяду на автомобили — город встанет.
41:20 Глава 5. Доброта не требует затрат
41:30 Крайстчерч, Новая Зеландия
— В 2011 году разрушительное землятресение. Но стало возможно улучшить качество жизни.
— В центр крайстчерча вход воспрещен из-за поврежденных зданий.
— Какой город нужен жителям? Опрос жителей. 106 000 советов и предложений.
— Жителям нужен малоэтажный город, вроде старого европейского, узнаваемое пространство, велодорожки, немного зелени, компактная торговая зона.
— Строители оспаривали новые законы против высоток.
— Проблема многоэтажек — чем выше вы живете, тем реже вы спонтанно выходите на улицу.
— Вот к чему мы стремимся, чтобы люди выходили, двигались, общались.