Это статья-иллюстрация. В статье будут приведены фотографии из Германии 1990-х годов, чтобы понимать, что в Германии тоже не всегда было хорошо с этим. Также параллельно будут представлены фотографии из РФ 2014 года.
Содержание:
- Основные принципы проектирования инфраструктуры для пешеходов
- Сравнение в картинках Германия 1990-х и РФ в 2014
Основные принципы проектирования инфраструктуры для пешеходов
При написании использовались принципы из немецких рекомендаций для проектирования инфраструктуры для пешеходов EFA 2002.
Уличная инфраструктура должна в обязательном порядке соответствовать потребностям пешеходам. Для этого необходим отличный от нынешнего подход. В настоящий момент в России возможно реализовывать инфраструктуру для пешеходов только по остаточному принципу – после соблюдения требований автомобильного движения.
Необходим учет существующего состояния науки и техники, в частности влияющего на ширину пешеходных путей (тротуаров, пешеходных улиц), а также на устройство пешеходных переходов и настройки средств сигнализации. Пешеходное пространство должно зависеть в первую очередь от типа использования прилегающей территории, а не от типа улицы и интенсивностей транспортных потоков.
При анализе вариантов следует использовать не только количественную (например, сколько пешеходов пропустит тротуар в час), но и качественную оценку (например, насколько пешеходам будет комфортно на данном тротуаре). В том числе особое внимание следует уделять доступности пешеходной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями (инвалидов, пенсионеров, детей, беременных, женщин с маленькими детьми).
Кроме того при организации пешеходных путей и пространств необходимо учитывать их накапливающую функцию (места ожидания общественного транспорта, уличные кафе и т.д.).
Каждая улица индивидуальна. Невозможно применить один общий рецепт улучшения пространства для всех улиц.
На правильный внешний вид улиц влияет множество факторов:
- Использование прилегающей территории: образование, работа, покупки, отдых
- Возрастные и личностные свойства пешехода: сила, пешеходы с ограниченными возможностями, опыт человека
- Переносимые предметы: сумки, коляски, зонты
- Желание пешеходов уединиться или, наоборот, находиться в группе людей
- Плотность пешеходного потока и скорость движения пешеходов
- Интенсивность автомобильного, велосипедного движения
- Погода, время дня, освещение
Основные требования к инфраструктуре для пешеходов:
- Предложение высокого уровня безопасности (не только безопасности дорожного движения)
- Снижение субъективных страхов перед угрозой
- Обеспечение прямолинейной связи между началом и концом пешеходного маршрута
- Обеспечение легкого перемещения с достаточной свободой движения
- Уменьшение количества помех, вызываемых другими транспортными средствами
- Обеспечение хорошего обзора, понимания и ориентации на местности (навигация)
- Обеспечение приемлемости движения пешком за счет соответствующей организации движения
- Предложение максимальной защиты от непогоды
Сравнение инфраструктуры с точки зрения пешеходов в Германии 1990-х и в РФ в 2014 году
Высокий уровень безопасности для пешеходов
Важно как можно сильнее снизить разделяющее действие проезжей части. Большинство ДТП происходит при попытке пешеходов преодолеть проезжую часть в неположенном месте.
Германия, 1993 год:
То же самое в Москве в 2014 году:
Высокий уровень безопасности также важен для пешехода и в публичных местах. Они не должны вызывать страха. В частности это касается подземных пешеходных переходов.
Германия:
Санкт-Петербург:
Прямая связь без обходов
Пешеходы (в том числе и водители, вышедшие из автомобиля) очень чувствительны к обходу препятствий. Даже небольшой обход не принимается, это приводит к рискованной попытке преодолеть проезжую часть.
Германия:
Санкт-Петербург:
Причем пешеходные ограждения не дают пешеходу покинуть проезжую часть, даже если он вышел на нее случайно. Кроме того, те же пешеходные ограждения не дают выйти с проезжей части водителям и пассажирам припарковавшегося автомобиля.
То же самое касается и планирования целых районов, неудобных для пешеходного движения. Подобная транспортная инфраструктура сильно снижает привлекательность пешеходного сообщения и стимулирует использование автомобиля.
Измеряемое пространство
Необходимо учитывать, что часто люди идут рядом друг с другом, а также носят с собой сумки и используют зонты. Люди с детскими колясками, а также на инвалидных колясках в любом случае должны иметь достаточно места. Следует также учитывать, что дети на велосипедах тоже должны пользоваться тротуаром. Наряду с транспортной функцией тротуаров необходимо учитывать, что на некоторых участках тротуар несет функцию для ожидания (остановка) или просто пребывания (столики кафе) пешеходов.
Германия:
Санкт-Петербург (и это не трамвайная остановка, просто пешеходы не помещаются на тротуаре):
Легкое перемещение с достаточной свободой движения
Препятствия на тротуарах должны быть устранены. Сюда можно отнести и припаркованные автомобили, и мусорные баки, и установленные велопарковки, и рекламные тумбы, и дорожные знаки, и спонтанные лавки с разного рода товарами, а также другие различного рода препятствия.
Германия:
Санкт-Петербург:
Время ожидания зеленого сигнала светофора должно быть сокращено до минимума. Пешеходные переходы должны быть освобождены от припаркованных автомобилей.
Масштабируемая и приемлемая геометрия
Для восприятия ходьбы в качестве способа перемещения, геометрия должна быть соответствующего масштаба, иметь соответствующее оснащение и отличаться от загородной местности.
Германия:
Санкт-Петербург:
Помехи от других участников движения
При совместном использовании тротуара пешеходами и велосипедистами снижается средняя скорость движения велосипедов и возрастает дискомфорт пешеходов.
Ниже представлены требования из германских нормативов для ширины тротуара при совместном использовании пешеходами и велосипедистами.
Используемая ширина тротуара | Сумма велосипедистов и пешеходов в час пик (не более) | Из них пешеходов в час пик |
Более 2,5 м | 70 | Не менее 40 |
Более 3 м | 100 | Не менее 60 |
Более 4 м | 150 | Не менее 100 |
Ориентирование
Установка указателей, безусловно, весьма важный элемент маршрутного ориентирования для пешеходов.
Германия:
Санкт-Петербург:
Для ориентирования и привлечения пешеходов также важны путеводители для пешеходного движения. В особенности это касается исторических центров городов.
Возможность использования территорий пешеходами
Требования ограниченных в движении групп пешеходов (инвалидов, пенсионеров, детей, беременных женщин и матерей с детьми) должны быть составляющей частью любого проекта.
В случае, если требования не учитываются, то это может повлиять на безопасность дорожного движения. Например:
- Переход перекрестка на красный сигнал светофора в случае, когда время ожидания зеленого слишком велико
- Переход проезжей части в неположенном, опасном месте из-за того, что оборудованное место перехода расположено в стороне от пути движения, либо при переходе приходится использовать лестницу.
Максимальная защита от непогоды
В первую очередь это касается остановок общественного транспорта. Они должны защищать от дождя и ветра.
Санкт-Петербург (остановка из сетки, которая не защищает от ветра):
Сергей, а у Вас есть EFA ну русском языке?
К сожалению нет. И насколько мне известно, переводом никто не занимался.