НПП 03

Пешеходные переходы. Часть 3. Оценка безопасности нерегулируемого пешеходного перехода

Не нашли то, что искали? Тогда мощные технологии поиска по сайту Вам помогут:

Ключевые слова: , , , , , , , .

В продолжении статей про нормы проектирования нерегулируемых пешеходных переходов (НПП) в России и в Германии оценим безопасность НПП и посмотрим на важнейшие факторы, которые влияют на безопасность с точки зрения немцев.

Содержание

1. Статистика ДТП с наездами на пешеходов
2. ДТП на нерегулируемых пешеходных переходах
3. Особо опасные НПП в Берлине
4. Особо опасные НПП в исследуемом районе
5. Общие рекомендации для устройства нерегулируемых пешеходных переходов на основе германских норм
6. Выводы
7. Домашнее задание 🙂

Статистика ДТП с наездами на пешеходов

В России объем информации для анализа весьма скуден. Тем не менее, интересно его сравнить с результатами исследований в Германии. Недостающая информация о России будет упущена.

Статистика дорожно-транспортных происшествий в Германии показывает, что пешеходные переходы — это наиболее опасные элементы улично-дорожной сети для пешехода. Около 80% всех аварий с травмированными пешеходами происходит в населенных пунктах.

С 2006 по 2011 (5 лет) год на дорогах Германии произошло 84879 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Из них лишь 16 % — это пешеходы.

В России доступны данные с 2007 по 2013 (7 лет). В этот промежуток времени произошло около 240 000 дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с пострадавшими. Из них 96 000 с участием пешеходов. То есть это примерно 40%. Эти цифры уже известны из доклада всемирной организации здравоохранения.

Процент ДТП с участием пешеходов в РФ и Германии

Из указанных ДТП с пешеходами в Германии всего 1% со смертельными случаями. В России этот показатель составляет около 13%

Распределение ДТП с пешеходами по виду травм в РФ и в Германии

ДТП на нерегулируемых пешеходных переходах

Для дальнейшей детализации показателей переместимся в Щукинский район города Москва. Фонд Городские Проекты предоставил карту ДТП с пешеходами с 2000 по 2012 год (12 лет).

На этой карте были выявлены места ДТП на пешеходных переходах.

ДТП с участием пешеходов в Щукинском районе г. Москва

Однако при анализе необходимо учесть некоторые допущения.

  1. Нет уверенности, что в местах, где сейчас расположены нерегулируемые пешеходные переходы, они были устроены с 2000 года.
  2. Необходимо учитывать, что из-за рассмотрения одного района результаты трудно применить ко всей России. Условия в рассматриваемом районе очень хорошие – почти все НПП расположены на двухполосных улицах. Риск ДТП намного ниже, чем на четырех и шестиполосных дорогах.
  3. ДТП указаны для временного промежутка в 12 лет. Поэтому при сравнении с германскими показателями следует обращать внимание в большей степени на процентные показатели.

Из всех ДТП с пешеходами в Германии лишь 1,7% ДТП произошли на нерегулируемых пешеходных переходах (НПП). В рассматриваемом же районе это значение составляет около 10%.

Процент ДТП с пешеходами на НПП из общего количества ДТП с участием пешеходов

В Германии лишь 0,4 % ДТП на НПП были смертельными для пешехода. В рассматриваемом районе этот показатель равен 7%.

Распределение по виду травм ДТП на НПП

В Германии в 92% случаях на НПП виноваты водители. 70% ДТП произошли при ограничении 50 км/ч. В эти 70% входят 100% смертельных случаев и 86% тяжелых ранений. Оставшиеся 14% тяжелых травм при ДТП происходили в зоне ограничения скорости 30 км/ч.

Статистика в Берлине была собрана по 400 нерегулируемым пешеходным переходам. Оценка выбранных данных показывает, что 31% всех ДТП с участием пешеходов происходит на 4% нерегулируемых пешеходных переходов. А 50% всех ДТП происходит на 9% НПП.

В рассматриваемом районе было изучено 19 НПП. 45% ДТП произошло на 11% НПП.

Распределение количества ДТП по НПП

Особо опасные НПП в Берлине

Adalbertstrasse. Пешеходный переход нераспознаваем. Тяжелые условия видимости пешеходов в результате особенностей естественного освещения — резкий перепад свет-тень.

Нерегуоируемый пешеходный переход 01

Allee der Kosmonauten. Улица создает условия для быстрой и комфортной езды. Нет элементов, ограничивающих скорость движения. Не учитывает движение пешеходов. Очень широкая проезжая часть. Нет островков безопасности.

НПП 02

Köpenicker Straße (Biesdorf). Пешеходный переход не распознаваем водителями. Прямая дорога, разгоняющая водителя. Дорожные знаки скрываются деревьями. Пешеходу трудно увидеть приближающийся автомобиль.

НПП 03

Особо опасные НПП в исследуемом районе

Авиационная улица. Широкая проезжая часть. Нет ограничений для движения автомобилей. Дорожные знаки далеко отнесены от проезжей части. Припаркованные автомобили и остановка общественного транспорта существенно снижают видимость и распознаваемость НПП. Пешеходный переход не освещен.

Авиационная ул.

Улица Маршала Новикова. Нет ограничений для движения автомобилей. Дорожные знаки не распознаваемы. Припаркованные автомобили и остановка общественного транспорта существенно снижают видимость и распознаваемость НПП. Пешеходный переход не освещен.

ул. Маршала Новикова

Улица Маршала Новикова. Нет ограничений для движения автомобилей. Дорожные знаки не распознаваемы. Припаркованные автомобили и остановка общественного транспорта существенно снижают видимость и распознаваемость НПП. Пешеходный переход не освещен.

Улица Маршала Новикова

Пример лучшего пешеходного перехода в исследуемом районе — 3-й Щукинский проезд.

Нет возможности разогнаться. Однако пешеходный переход заставлен автомобилями. НПП также не распознаваем и выигрывает только за счет естественного ограничителя скорости (зеркал припаркованных автомобилей).

3-й Щукинский проезд

Общие рекомендации для устройства нерегулируемых пешеходных переходов на основе германских норм

  1. При ширине проезжей части более 8,5 метров рекомендуется устройство островка безопасности;
  2. Недопустимо устройство НПП на проезжей части с более чем одной полосой в каждом направлении;
  3. НПП должен быть распознаваем. Должна быть обеспечена видимость пешехода еще до его вступления на проезжую часть (на тротуаре);
  4. Запаркованные автомобили и остановки общественного транспорта не должны препятствовать видимости и распознаваемости пешеходного перехода;
  5. Дорожная разметка должна присутствовать в любом случае (осевая линия, зебра);
  6. При недостаточном освещении необходимо устраивать искусственное освещение НПП;
  7. При необходимости — ограничение скорости 30 км/ч.

Согласно исследованиям, проведенным в Германии при соблюдении указанных рекомендаций, нерегулируемый пешеходный переход будет более безопасным, чем переход со светофорным регулированием. Это обеспечивается взаимной видимостью пешехода и водителя, а также менее комфортными условиями для высокой скорости движения автомобиля.

Выводы

  1. Частота ДТП с участием пешехода на НПП в рассматриваемом районе в 20 раз выше, чем в Германии. Если по смертности на дорогах Россия отстает от Германии в 4-5 раза, то по гибели пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах (на примере рассматриваемого района) в 350 раз. При этом необходимо учитывать, что рассматриваемый район является относительно щадящим к пешеходам. Здесь нет пешеходных переходов через шестиполосные магистрали, на которых вероятность наезда на пешехода существенно выше.
  2. Сам по себе пешеходный переход в России не может гарантировать безопасность пешеходов. Это связано в большей степени с геометрией улицы, на которой устроен НПП, а также с высокой допустимой скоростью движения автомобиля. Как следствие, распознавание пешеходного перехода и пешехода на нем затруднено, а желание вовремя остановиться перед пешеходным переходом не всегда реализуемо.
  3. Распределение ДТП по НПП в рассматриваемом районе примерно соответствует (но все же хуже) берлинских показателей. Это объясняется отсутствием сверх опасных пешеходных переходов через шестиполосные дороги, как, например, в Берлине Allee der Kosmonauten

Используемые материалы

В написании статьи был использован материал с немецкого сайта посвященного безопасности дорожного движения http://www.udv.de/а также информация, предоставленная фондом Городские Проекты. Статистика ДТП в России с сайта http://www.gibdd.ru/stat/charts/. Фотографии улиц сделаны с помощью сервиса Google Карты.

Домашнее задание 🙂

Попробуйте самостоятельно по вышеизложенным критериям оценить отечественные пешеходные переходы уже в Санкт-Петербурге:

1. Лесной проспект

Лесной пр. СПБ

2. Проспект Луначарского

Пр. Луначарского СПБ

3. Проспект Непокорённых

Пр. Непокоренных СПБ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ключевые слова: , , , , , , , .

0 0 votes
Рейтинг Статьи
Подписаться
Сообщить о
4 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
Просмотр всех комментариев
10 лет назад

Делают, лишь бы были…
Ограничения скорости никакого нет. Разгоняйся — не хочу.
Дороги многополосные. Бедные пешеходы, ночью, наверно перебегают там, что бы мчащийся автомобиль их не сбил ненароком.
Освещения нет.

Я не специалист, конечно, но, по моему мнению, можно немного улучшить данную ситуацию.

-Установка освещения НПП, с оповещением водителей о том, что пешеход вступил на проезжую часть;
— Широкий, ярко-жёлтый контур у знаков «пешеходный переход»;
— Про установку знаков ограничения скорости ничего не говорю, потому что не факт, что будет соблюдаться, поэтому возможно, применение искусственных неровностей (снижающих скорость потока примерно на 20 км/ч). Конечно если эти ИН, не станут причиной заторов.
Это всё низкозатратные способы. В идеале — светофор для пешеходов с кнопкой вызова. Настроить главное верно, связать с другими светофорными объектами (если по-близости есть.

+ не вижу смысла применения на данных участках дороги зебры с направлениями движения. ГОСТ конечно умалчивает точности нанесения, говоря что интенсивность должна быть более чем 1500чел/час (если не ошибаюсь), но можно догадаться, если люди идут по-одному, а не плотными потоками (например, как на светофорах)то необходимости в них нет. Да и большие сомнения, что все идут по выделенным им полосам движения.

Елизавета
9 лет назад

Скажите, в ГИБДД можно получить статистику дтп с участием пешеходов, но с указанием мест, где эти дтп произошли, чтобы можно было определить самые опасные участки дороги?