7 июня в субботу в Москве на ул. Воздвиженка 5/25 в лектории Городских Проектов читал лекции по безопасности пешеходов на улицах города.
Сама лекция
Краткие тезисы лекции по безопасности пешеходов:
1. Источники информации — нормы РФ и Германии, отчеты о безопасности дорожного движения в Европе и в мире, исследования пешеходного движения и поведения автомобилистов
2. Почему источник — Германия? Потому что низкая смертность на дорогах, высокие затраты на исследования, постоянно обновляются нормативы, рассмотрены факторы влияющие на поведение пешеходов, похоже строение городов.
3. Цель повышения безопасности пешеходов: снижение экономических потерь страны и уменьшение стрессовых ситуаций. А как следствие повышение уровня благосостояния, здоровья и долголетия.
4. Стоимость жизни для оценки эффекта принимается в Европе 2-5 млн. евро, в США 4-10 млн. долларов, в РФ жизнь бесценна. Но обходится государству по собственным расчетам в 10-20 млн. рублей.
5. В год потери от ДТП на дорогах и улицах составляют около 2 трлн. рублей. Что примерно равно 1000 домов с населением в 1000 человек каждый.
6. Безопасность дорожного движения (по количеству смертей всего) в РФ ниже, чем в США в 2 раза, ниже, чем в Германии в 5 раза. Это при уровне автомобилизации в РФ 250 авт/1000 чел, в США — 797, в Германии — 572.
7. Пешеходы же гибнут в РФ гораздо чаще. По сравнению с США в 7 раз чаще, по сравнению с Германией в 11 раз чаще. А водители с пассажирами соответственно в 1,6 раза и в 4 раза. То есть безопасность автомобилиста в РФ намного выше, чем пешехода.
8. Кто виноват в ДТП? В соответствии с федеральным законом о безопасности дорожного движения 196-ФЗ, Статьей 3 указан «приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении»
9. В городе условия безопасности намного хуже, так как присутствует пешеход, который легче автомобиля 20 раз и не защищен (нет железной коробки, ремней и подушек безопасности)
10. При столкновении с пешеходом на скорости 100 км/ч, пешеход отлетает на расстояние 50 м, на скорости 50 км/ч — всего на 15 м.
11. Улица и дорога принципиально отличаются друг от друга. Дорога предназначена только для движения моторизированных участников дорожного движения. Улица включает в себя проезжую часть для автомобилей и в частных случаях для пешехода, а также тротуар — исключительно для пешехода. Также могут быть добавлены полосы для движения велосипеда. Поэтому подход к проектированию улиц с учетом легко травмируемых участников дорожного движения.
12. Несколько способов влияния на безопасность движения пешеходов: Административный (штрафы), Организационный (организация движения), Конструктивный (форма улицы), Пропаганда.
13. Штрафы в Германии за нарушение скоростного режима в среднем в 6 раз выше, чем в РФ, не учитывая пунктов.
14. Порог промилле в Германии 0,5 — заблуждение. Минимальный порог 0 промилле и за превышение штраф 12000 рублей.
15. Штраф отсрочено предотвращает нарушение ПДД так как его платишь уже за совершенное нарушение. Именно предотвратить нарушение можно только контролируя участок и не допуская нарушения, например, выставив полицейского перед улицей с односторонним движением, чтобы не дать водителю на нее свернуть, а не за поворотом, чтобы оштрафовать водителя.
16. Принципы проектирования пешеходной инфраструктуры (скоро статья будет)
17. Организация дорожного движения нужна для: безопасности дорожного движения и для оптимальной работы улично-дорожной сети.
18. Скоростной режим. Тормозной путь, риски, принципы ограничения скорости.
19. Нерегулируемый пешеходный переход. Из всех ДТП с пешеходами 10% происходит на НПП в РФ (из них целых 7% смертельные), а в Германии только 2% (смертельных только 0,4 из 2%).
20. Принципы устройства безопасного нерегулируемого пешеходного перехода.
21. Светофор нужен для увеличения безопасности дорожного движения и для улучшения условия движения всех участников.
22. Закон тяготения пешехода. На решение перейти дорогу на красный влияет: Время ожидания, Ширина проезжей части, величина разрыва между автомобилями.
23. Сравнить условия движения на регулируемом пешеходном переходе между автомобилистами и пешеходами позволяет уровень обслуживания. Например, одинаковые условия при среднем времени ожидания зеленого сигнала для автомобилей 70 секунд, а для пешехода 30 секунд.
24. В СПб на пр. Славы построен надземный переход «Креветка». Во время строительства погибло 2 человека из-за того что врезались во временную опору. После завершения строительства погиб пешеход перебегая дорогу. За предыдущие 10 лет на этом пешеходном переходе (светофорном) ни одной смерти не было.
25. Пример правильного надземного перехода в Гамбурге представить не получилось, так как по информации из зала его снесли год назад. Но на слайде было видно, что он полностью дублирован наземными переходами и имел эскалатор.
26. Подземный пешеходный переход имеет низкий уровень социальной защиты. Можно потерять кошелек или быть разведенным на деньги.
27. Трамвайные остановки также опасны. Зачастую не видны или их расположение не однозначно.
28. В Германии трамвайные остановки либо полностью отделены от проезжей части, либо на проезжей части, но имеются светофоры прикрытия, которые останавливают поток автомобилей при остановке трамвая и выходе людей на проезжую часть.
Часть из указанных тезисов уже подробно освещено на этом сайте. Пользуйтесь Содержанием.
Очень жаль, что вы не смогли посетить лекцию! Было интересно!
Надеюсь будет видео.
«В год потери от ДТП на дорогах и улицах составляют … Что примерно равно 1000 домов с населением в 1000 человек каждый»
Не понял. В год в ДТП гибнет миллион человек? Но это явное преувеличение.
Под потерями от ДТП имеется в виду вообще все расходы. Включая автомобили, светофоры и всю инфраструктуру, которая повреждается.
Жалко надземник в Гамбурге, удобный был.
Кому как 🙂 Но видимо немцы посчитали, что слишком дорого его содержать, когда можно и обойтись.
Насчет 0 промилле в Германии — ложь. В устах интернет-пользователя на форуме это могло бы быть заблуждением. В Ваших устах, людей которые пишут статьи на транспортную тематику — это именно намеренное введение читателя в заблуждение, вероятно с целью усилить эффект от статьи, жаль что недобросовестными методами.
Вот ссылка: http://www.bussgeld-info.de/bussgeldkatalog-alkohol/
По вашей же ссылке читаю:
«….
Übersicht der unterschiedlichen Promillegrenzen:
— 0,0% bei Verkehrsteilnehmern unter 21 Jahren oder innerhalb der Probezeit
….»
Переведу важное:
Различные нижние пороги содержания алкоголя в крови:
0,0% — для водителей до 21 года и для водителей на испытательном сроке.
…
На русском подробнее здесь: Штрафы в Германии за состояние алкогольного опьянения за рулем
По вашей же ссылке есть калькулятор штрафов сразу после таблички. Введите 0.1 в поле «Promille bei Kontrolle» и отметьте «Ja» в пункте «In der Probezeit». После этого нажмите «Ausrechnen». Увидите штраф 250 евро и 1 пункт.
Ну и в лекции все подробно рассказано. А нижняя граница в Германии — 0 промилле — факт 🙂
Ага, и какой процент водителей от общего попадает в группу «на испытательном сроке» и «до 21 года»?
Для абсолютного большинства действует норма 0,5 промилле. По крайней мере в статье об этом надо было указать, а у вас написано так, как будто это норма для всех: «Порог промилле в Германии 0,5 — заблуждение. Минимальный порог 0 промилле и за превышение штраф 12000 рублей».
Лукавите, выкручивая ситуацию в пользу позиции «пешеходам — зеленый свет, водителей — прижать посильнее».
Вот только что опять вернулся из Германии. На междугородних трассах ограничение 100 км/ч (у вас где-то про смертельную скорость 70 км/ч), на автобанах большей частью безлимит. Ездил с лыжами на крыше, держал 130 км/ч, меня обходили как стоячего.
> и какой процент водителей от общего попадает в группу «на испытательном сроке» и «до 21 года»?
Важен не какой процент людей попадает в группу, а какой процент ДТП совершает эта группа. Процент ДТП в этой группе существенно выше, чем в других.
> Для абсолютного большинства действует норма 0,5 промилле.
Это может быть. Только не нужно однобоко рассматривать диференцированный подход. Вам удобнее ограничение 0,5 промилле. Но оно не имеет ничего общего с реальностью.
> По крайней мере в статье об этом надо было указать, а у вас написано так, как будто это норма для всех
Это не статья, а «краткие тезисы». Если интересны подробности — для вас полная версия в видео. 36:40.
И еще. Что, о чем и как надо писать — решать мне 😉
> на автобанах большей частью безлимит.
По последним данным около 50% https://transspot.ru/2014/09/13/pyat-faktov-pro-avtobany/
> На междугородних трассах ограничение 100 км/ч (у вас где-то про смертельную скорость 70 км/ч)
Про загородные дороги в Германии на этом сайте нет ни слова — не путайте.
70 кмч — это максимальная допустимая скорость на загородных дорогах из условия выживания водителей автомобилей при лобовом столкновении из программы Zero Vision.