Эксперты отмечают, что проблема не решается потому, что она не находится в зоне ответственности какой-то одной организации или даже отрасли. Выражаясь языком корпоративного менеджмента, развитие транспортной сети – это процесс с множеством стейкхолдеров. Таковыми, в частности, являются девелоперы и проектировщики инфраструктуры. Есть ли у Санкт-Петербурга шансы решить транспортные проблемы, и каким путем это планируется сделать, рассказывает заместитель председателя Комитета по транспортно-транзитной политике Алексей Владимирович Львов.
— Алексей Владимирович, как вы оцениваете транспортную ситуацию в городе? Что на ваш взгляд за прошедший год удалось сделать в улучшении городской транспортной политики, а что нет?
— Не секрет, что сейчас транспортная ситуация в городе довольно напряженная. В Петербурге существует достаточно большое количество «заторовых» перекрестков. Скорости сообщения на автомобильном транспорте составляют в среднем по центральной планировочной зоне – 10-15 км/ч, в пределах плотной застройки – 20-26 км/ч, на заторовых направлениях – 6-10 км/ч. Системные заторы регулярно возникают на подходах к 245 перекресткам, что составляет около 20 процентов всех регулируемых пересечений. Есть проблемы и в работе городского общественного транспорта. Но я бы акцентировал внимание на том, что нам уже удалось сделать, и, что еще планируем сделать, чтобы решить эти проблемы. В прошлом году нашему Комитету были переданы полномочия по транспортному планированию и организации дорожного движения, а также организации парковочного пространства. Одним из главных итогов работы в этом направлении стала разработка «Транспортной стратегии Санкт-Петербурга до 2025 года». Главная идея, заложенная в этом документе, утверждает необходимость перехода от простого удовлетворения спроса к активному управлению способами удовлетворения спроса на транспортные услуги, которая позволит снизить предельную загрузку транспортной инфраструктуры, ресурсы развития которой в городе ограничены.
Ведь Петербург имеет специфическую структуру транспортного каркаса – он разделен рекой Невой, а вот переправ не хватает, что создает определенные проблемы, особенно в условиях, когда центр города у нас используется для транзита автотранспорта. Поэтому от разработчиков программы потребовалось изменить приоритеты. Транспортная стратегия утвердила следующую последовательность — пешеход, общественный транспорт, и затем уже личный автотранспорт. То есть на улицах города наиболее комфортно должно быть, прежде всего, пешеходу. Эти, казалось бы, на первый взгляд абстрактные вещи, выливаются в конкретные мероприятия.
— Какие из мероприятий Транспортной стратегии 2025 необходимо, на ваш взгляд, выполнить в первую очередь?
— Это мероприятия, которые должны сформировать преимущества передвижения по центру города на общественном транспорте. Чтобы добиться этого будем развивать связность улично-дорожной сети, ее доступность, а также наводить порядок в дорожном движении в центральной части города. В данном случае я имею в виду работу по организации парковочного пространства. Надо понимать, что центр Петербурга обладает ограниченными территориальными ресурсами для парковки машин, а потому парковки в центре города должны быть платными. В итоге у автомобилиста появится выбор – либо он едет в центр города на общественном транспорте, что обойдется ему дешевле, либо он выбирает личный автомобиль, но за это он обязан будет заплатить. По такому пути идут все развитые транспортные центры Европы и мира. И, планируя организовать платные парковки в центре Петербурга, мы не исключение.
Но предлагая человеку пересесть на общественный транспорт, мы должны думать о том, чтобы сделать эту поездку как можно более комфортной. Для этого предусмотрено выделение специальных полос для городских автобусов, трамваем и троллейбусов. Прежде чем запустить пилотные проекты, моделируем ситуацию для определения перечня необходимых маршрутов. Я, например, считаю, что наиболее рационально выделенные полосы будут работать в связке селитебных и центральных районов. Например, от проспекта Косыгина к центру Петербурга, или от проспекта Славы к Московскому вокзалу. Также перспективно строительство выделенных полос для движения в направлении ближайших пригородов и городов-спутников — Сертолово, Всеволожск или Колпино.
— Пойдет ли город по пути платного въезда в центр? Может ли тут нам пригодиться мировой опыт?
— Насколько мне известно, в мировой практике существуют две стадии платности въезда в центр. Мы еще не реализовали первую стадию. Это как раз те самые платные парковочные места, о которых я уже рассказал. Они уже сами по себе являются существенным ограничителем для въезда в исторический центр города. В Нью-Йорке, например, чтобы приехать в центральный район, надо заплатить за парковочное место полторы тысячи долларов в месяц. Не каждый богатый человек, посчитавший, во сколько ему обойдутся подобные поездки, согласится выложить такую сумму. Поэтому, не реализовав первую стадию, и не просчитав последствия ввода платы за въезд в центр города, никто на такой шаг не пойдет. Я лично сторонник поступательных шагов. Только, если мера по введению платных парковок не сработает, и количество автомобилей на улицах не уменьшится, только тогда, может быть, и придется просчитывать и принимать решение о введении платного въезда.
— Отдельным пунктом в Транспортную стратегию Санкт-Петербурга до 2025 года вошли планы мероприятий развития городского транспорта к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Что конкретно планируется сделать в этом направлении?
— В настоящее время мы разрабатываем транспортный план проведения Чемпионата мира по футболу, в котором будут сформулированы мероприятия по транспортному обеспечению основных спортивных объектов. Главное внимание мы уделяем, конечно, стадиону на Крестовском острове. По расчетам на полуфинальном матче будет присутствовать около 70 тысяч болельщиков. И нам необходимо выполнить жесткие требование ФИФА к организации въезда и выезда спортсменов и болельщиков, к организации парковочных мест. Кроме того, параллельно с коллегами из Комитета по транспорту, которые проектируют сегодня систему доступа на стадион, мы решаем вопрос, как в полуторачасовой период времени довезти до стадиона несколько десятков тысяч зрителей, а потом как развезти – кого на автобусах-шаттлах, кого на метро. Все эти варианты просчитываются с помощью моделирования.
— Недавно был объявлен конкурс на разработку концепции организации велосипедного движения. Вы считаете, что в большом мегаполисе реально создать условия для передвижения на двухколесном виде транспорта?
— Да. Мы действительно объявили конкурс на разработку концепции строительства велодорожек. Объявлен победитель. Им стал НИИ Автомобильного транспорта. Комитетом по транспортно-транзитной политике была организована встреча с представителями велосипедного движения города — члены клубов велолюбителей «ВелоПитер», «Балтийская звезда» и Ассоциации велоспорта Санкт-Петербурга. На встрече мы обсудили вопросы обустройства существующей городской велосипедной сети, планы по созданию новых веломаршрутов и варианты организации парковок для велосипедов. Представители клубов велолюбителей рассказали о зарубежном опыте в мегаполисах Европы по организации велосипедного движения, в том числе правилах движения, особенностях велосипедной инфраструктуры. Также на встрече поднимался важный вопрос о необходимости изменений нормативно-правовых актов как федерального, так и регионального уровней в части регулирования велосипедного движения.
Мы пришли к заключению, что, прежде всего, нам необходимо создать велосипедные маршруты, чтобы велосипедисты могли добираться из спальных районов в центр города. А также решить проблему пересечения ими крупных развязок и магистралей. В Комитете по транспортно-транзитной политике сформирована рабочая группа с участием велосипедной общественности. И по мере того, как эксперты будут предлагать нам то, или иное решение, будем выносить их на обсуждение, чтобы убедиться, что мы идем в правильном направлении.
— Алексей Владимирович, ваше отношение к контрактам жизненного цикла, насколько это интересный инструмент для Петербурга?
— Инструмент интересный. Прежде всего, с его помощью мы снимаем с себя риски недобросовестного выполнения работ, а компании, строившие этот объект, получают возможность взять его в эксплуатацию. Без преувеличения можно сказать, что контракты жизненного цикла переворачивают представления о реализации публичных функций, традиционно финансируемых за счет государства. Однако чтобы они заработали в полной мере, необходима проработка самих контрактов и их условий. Буду говорить про свой блок ответственности. Например, когда компания наносит дорожную разметку, то дальше по контракту она обязана в течение года поддерживать ее состояние. В настоящее время мы готовим предложения, и со следующего года будем работать с контрактами жизненного цикла по дорожной разметке. Еще через год планируем ввести контракты жизненного цикла на техническое обслуживание светофоров, дорожных знаков и средств организации дорожного движения.
— А, что можно ждать от 2012 года, расскажите о ваших планах…
— Год будет интересным. Мы ждем большого количества работы. На самом деле, многое из задуманного пока не реализовано. И тут мы в самом начале пути. Коллеги из градостроительного блока называли такие цифры: за позапрошлый год план по транспортной инфраструктуре был реализован на 24%, за прошлый — на 16-18%. Соответственно, все, что накопилось за предыдущие 50 лет, мы и пытаемся сейчас наверстать. А так как таких денег, как в Москве у нас в бюджете нет, то надо четко формулировать акценты, и не размазывать имеющиеся финансовые возможности. Для этого все предложения должны быть обоснованы, просчитаны, смоделированы и внесены в планы. Только так, на мой взгляд, мы сможем решить транспортные проблемы Санкт-Петербурга.
Беседу вела Светлана Смирнова, Restate.ru
Оригинал статьи Петербург строит транзитное будущее Restate.ru.