Заметка написана на основе документа “The New York City Pedestrian Safety Study & Action Plan”.
Основные причины смертельных и тяжёлых ДТП с пешеходами:
- Невнимательность водителей. Данная причина сопутствует 36 % ДТП с пешеходами с летальным или тяжёлым исходом. Результаты исследований показывают — в подобных ДТП погибает в два раза больше пешеходов, чем в прочих ДТП. В последнее время появление мобильных устройств (мобильные телефоны, планшеты, компьютеры) ещё сильнее обостряют эту проблему.
- Отказ в приоритете пешеходу. 27 % ДТП с пешеходами с летальным исходом или тяжёлыми последствиями происходит на регулируемых пересечениях, когда пешеход переходит на зелёный сигнал светофора. В Нью-Йорке этот показатель выше, чем в среднем по США (14 %).
- Переход дороги на запрещающий сигнал светофора приводит к меньшему количеству ДТП с тяжёлыми и смертельными последствиями (20 %), чем переход на разрешающий сигнал светофора (27 %). В тоже время вероятность смерти при переходе на запрещающий сигнал светофора выше на 56 %. Это вызвано более высокой скоростью автомобиля и более прямолинейной передачи энергии пешеходу.
- ДТП с пешеходами при левом повороте происходят в три раза чаще, при правом повороте автомобиля. Это вызвано в первую очередь конструкцией автомобиля (расположение левой стойки лобового стекла, которая мешает увидеть пешехода) и сложностью анализа ситуации при повороте налево (пропуск встречных автомобиле и пропуск пешеходов).
- Скорость автомобиля. 21 % всех ДТП с пешеходами с тяжёлыми или смертельными последствиями сопровождаются такими причинами как превышение скорости, ограничение видимости, скользко покрытие (слишком высокая скорость для конкретных погодных условий). Опрос жителей Нью-Йорк показал, что большинство жителей не знают об ограничении скорости в Нью-Йорке (30 миль/ч = 48 км/ч). При превышении скорости (а при соответствующих погодных условиях допустимая скорость ещё ниже) применяется понятие “небезопасная скорость автомобиля”. При небезопасной скорости автомобиля ДТП со смертельными последствиями для пешеходов в 2 раза более вероятны (20 % против 10 %). Эти данные соответствуют международным исследованиям о влиянии скорости на последствия ДТП с пешеходом.
- Алкогольное опьянение водителей приводит к 8 % ДТП с тяжёлыми и смертельными последствиями. Этот показатель ниже, чем в среднем по США (13 %). ДТП с участием водителей в состоянии алкогольного опьянения более чем в два раза чаще приводят к смертельным случаям, чем другие причины (24 % против 10 %)
- Смена полосы движения приводит к смертельным случаям в более чем два раза, чем другие причины. Из этого следует, что геометрия дороги, которая стимулирует частную смену полос движения должна применяться ограниченно. Это касается в частности проезжих частей с четырьмя и более количеством полос (представляют большой выбор вариантов перестроение), активно используемых улиц с парковкой вторым рядом (смена полосы для избегания столкновения с остановившимся автомобилем), устройство левых поворотов из накопительный (дополнительных) полос (исключена смена полосы для объезда ожидающих поворота автомобилей).
Было бы интересно провести оценку в таком же ключе применительно к городам России для подготовки приоритетных мероприятий. Кто готов — пишите.
Похожие исследования уже проводились в части пешеходного перехода на регулируемом пересечении.
На основе выявленных приоритетов планируются инженерные, образовательные, контролирующие мероприятия. Об этом позже