Предложили прокомментировать предложения автомобилистов города Кирова. Предложения в самой статье. А я начал издалека:
Эксперт внимательно изучил предложение водителей и вынес свой неутешительный вердикт — все эти полумеры не избавят город от заторов. Если администрация города не начнёт решать проблему комплексно, любые изменения будут вести лишь к усугублению проблемы.
Объясняя свою позицию, Сергей подчеркнул, что интересы автомобилистов и администрации города в вопросе организации дорожного движения кардинально расходятся.
— Автомобилисты — заинтересованные люди, их главная задача — улучшить ситуацию на дорогах именно для себя. При этом они не учитывают ни интересы общественного транспорта, ни пешеходов, ни велосипедистов. Они предлагают мероприятия, о стоимости которых не имеют представления, а в качестве критериев оценки используют исключительно личное время в пути и комфорт поездки. При этом они упускают из вида такой фактор, как индуцированный спрос на перемещение с использованием личного транспорта. Проще говоря, при улучшении условий движения для автомобилей больше людей начинает использовать автомобили, — поясняет Сергей. — В тоже время задача администрации любого города — снизить издержки на строительство и эксплуатацию транспортной системы при сокращении времени транспортировки пользователей. Таким образом, мы имеем конфликт между целями администрации и автомобилистов.
Сергей Давыдов ссылается на множество исследований и опыт различных стран Европы (для примера можно обратить внимание на транспортные стратегии Лондона, Осло, Амстердама, Парижа): ситуацию с пробками не удаётся решить только строительством новых дорог или расширением существующих просто потому, что свободная дорога стимулирует ещё больше людей ею пользоваться. А предложения автомобилистов, как правило, касаются именно увеличения для себя и для других пользователей легковых автомобилей условий движения.
Как избавить Киров от пробок: поможет ли расширение дорог, строительство карманов и «зелёная волна»?
— Нужно понимать, что число автомобилистов не постоянно и соответствует условиям проезда по конкретной дороге. Это значит, что улично-дорожная сеть наполняется автомобилями до тех пор, пока задержки в пути и затраты на поездку и содержание автомобиля приемлемы, — подчёркивает эксперт. — Кроме того, необходимо осознавать, что улучшения для автомобилистов не происходят незаметно для других участников движения. Улучшения для автомобилистов приводят к ухудшению условий движения общественного транспорта, пешеходов, велосипедистов и, как следствие, уменьшению их числа.
А все предложения кировских автомобилистов, которые проанализировал Сергей Давыдов, как раз направлены на улучшения условий движения водителей личного транспорта, а не на улучшение дорожной ситуации в городе в целом.
— Для подробного анализа выберем предложения по разгрузке перекрёстка улиц Щорса и Производственной, — продолжает Сергей. — На данном примере хорошо видны описанные выше противоречия. Улица Производственная является продолжением региональной дороги, которая проходит транзитом через Киров. У этой транзитной дороги пока нет альтернатив. Большинство пересекающих город с южного направления проезжают через этот перекрёсток. Как показывает статистика из Гугл Карт, с южного направления загружены все подъезды: ул. Производственная, ул. Пугачёва, ул. Комсомольская, ул. Ленина. Это свидетельствует о востребованности данного направления. В текущей ситуации перекрёсток Щорса — Производственная является ограничителем для въезда автомобилей в город. Это соответствует требованиям администрации города: меньше автомобилей в городе — меньше расходов на ремонты и новое строительство, меньше ущерб экологии и здоровью жителей, лучше условия работы общественного транспорта. Автомобилисты, совершающие поездки внутри города, также в выигрыше — меньше автомобилей в городе — значит, удобнее ездить. С другой стороны, это не соответствует желаниям въезжающих в город и следующих транзитом через город автомобилистов как можно быстрее проехать этот путь.
По словам эксперта, если снять ограничения на въезд в город, то есть увеличить пропускную способность на перекрёстке Щорса — Производственная, как предлагают водители, то это увеличит количество автомобилей и в городе будет тяжелее передвигаться. А главное, это увеличит количество желающих воспользоваться личным автомобилем, чтобы приехать в город, что будет стимулом к дальнейшему росту числа автомобилей в городе.
Таким образом, улучшение условий движения автомобилей на въезде в город не будет способствовать снижению количества пробок в городе, а ровно наоборот — простимулирует их увеличение. А строительство надземных или подземных пешеходных переходов ещё и ухудшит условия движения пешеходов на данном перекрёстке.
Что же делать? Совсем не менять ситуацию в городе? Сергей Давыдов уверен, что необходимо комплексно рассматривать вопрос, так как локальные изменения на выбранном перекрёстке в любом случае негативно скажутся на движении либо горожан, либо приезжих.
— Для выбора правильных решений необходимо использовать специальный инструмент — транспортную модель. Она позволит рассмотреть и оценить несколько сценариев развития. Думаю, стоит обратить внимание на потенциал использования городского общественного транспорта и железной дороги, то есть использовать электрички, в том числе и для передвижения по городу. Для увеличения удобства использования электричек на станции «Киров-Пассажирский» необходимо обустроить современный транспортно-пересадочный узел с удобной пересадкой между железной дорогой и городским транспортом (без торговых площадей), — высказывает неожиданное предложение эксперт. — Логичным выглядит и строительство перехватывающей парковки на ул. Производственная перед ул. Щорса с одновременной организацией остановки для последующей пересадки на городской пассажирский транспорт.
Такие решения позволят снизить въезжающий в город автомобильный поток и сократить негативное влияние автомобильного транспорта. И в то же время позволит всем желающим удобно добираться до центра города.
Таким образом, ответ эксперта однозначный: чтобы сократить пробки в Кирове, нужно не расширять улицы и строить новые дороги, а развивать альтернативу личным автомобилям, сделать более удобным общественный транспорт, вводить вело- и пешеходные дорожки и использовать железнодорожный транспорт. Чтобы люди массово стали отказываться от личного транспорта для передвижения по городу.
Правда, для этого городской общественный транспорт города должен стабильно и регулярно работать. Только в этом случае люди будут пересаживаться из личных автомобилей на общественный транспорт. А неудовлетворительное состояние общественного транспорта приводит к дальнейшему снижению пассажиропотока, увеличению личного автотранспорта, дальнейшему росту нагрузки на автомобильные дороги. Поэтому, по мнению урбаниста, власти города должны серьёзно подумать о создании удобной системы общественного транспорта.
Как избавить Киров от пробок: поможет ли расширение дорог, строительство карманов и «зелёная волна»?
В целом все вроде неплохо с этим примером, кроме одного. Вы говорите, что мол приезжие автомобилисты будут больше мешать «внутренним», и поэтому не следует облегчать первым задачу попасть в город на автомобиле. Но подумайте все-таки: кому нужнее автомобиль — человеку из города, у которого под боком общественный транспорт, а проехать надо зачастую такое расстояние, которое и пешком можно было бы осилить, или приезжему, которому надо покрыть значительно больший путь, и альтернативы автомобилю по сути нет? Общественный транспорт в городе и за городом — это огромная разница.
Перехватывающие парковки на въезде это конечно было бы неплохим вариантом, но работать все-таки не будет. Почему: потому что в связи с большими затратами на поездку, загородные жители стараются каждую такую поездку использовать по максимуму, и обычно едут не налегке. Он не полезет с сумками и пакетами в автобус, он будет упорно стараться доехать на собственном авто, и в отличие от горожанина имеет на то большие основания.
Решение проблемы известно: платная парковка в городе. Для всех платная, в том числе (и в первую очередь) для своих, горожан. Только для горожан оплата проще: можно оплатить сразу за месяц например и получить скидку. И никаких исключений во дворах: иначе набиваться будут во дворы жилых домов и раскатывать газоны. Во дворе дома наоборот парковка должна быть дороже, чем на паркинге, потому что это удобнее — машина под окнами, не надо никуда идти. Уж если и должны быть бесплатные парковки — это как раз и должны быть те самые перехватывающие, плюс просто паркинги где-то вне квартала. Все остальное место, каждое место во дворе или на улице, должно быть платным. Современные технические средства позволяют одним человеком с планшетом контролировать сразу несколько кварталов, следить за оплатой и выдавать квитанции.