Новый СП 42.13330 “СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений” начнет действовать с 1 июля 2017 года. Смотрите Приказ Минстроя РФ от 30.12.2016 № 1034/пр.
Ссылка на официальный сайт с возможностью скачать документ.
Ссылка на документ у меня в облаке.
Сначала ключевые изменения в разделе Сеть улиц и дорог, затем про плюсы и минусы документа.
Ключевые изменения в разделе Сеть улиц и дорог:
- Пункт 11.2. Указаны затраты времени на перемещения от места проживания до мест приложения труда для городов с населением до 2 млн. жителей. Для городов с населением более 2 млн. жителей все ещё может быть фактически любым.
- Пункт 11.3. Пропускная способность УДС и количество машино-мест для хранение теперь полностью определяется региональными нормативами без указания значений по умолчанию (при отсутствии региональных нормативов).
- Пункт 11.4. Таблица 11.1. Изменена классификация улиц и дорог в населенных пунктах (например, нет транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных улиц, появились улицы в общественно-деловых и торговых зонах, пешеходные улицы и площади (отличаются по функции от предыдущего варианта). Основное назначение дорог и улиц детализировано — добавлены условия доступа, виды допустимого транспорта и размещения пешеходных переходов. Добавлено примечание, указывающее на проектирование велодорожек “как отдельный вид транспортного проезда” в виде системы.
- Пункт 11.5. Таблица 11.2. Полностью пересмотрены расчетные параметры улиц. Дифференцирована расчетная скорость, уменьшена ширина полосы движения, радиус в плане указан при наличии и отсутствии виража, увеличен продольный уклон, добавлены радиусы выпуклых и вогнутых кривых в продольном профиле. Разрешенную скорость следует устанавливать на 10 км/ч ниже расчетной. Остается непонятным наибольший перелом в продольном профиле и в плане, при котором допускается не устраивать кривые.
- Пункт 11.6. Таблицы 11.3 и 11.4. Изменена классификация улиц и дорог сельских поселений. Изменены параметры.
- Пункт 11.7. Таблицы 11.5 и 11.6. В отдельную группу выделены парковые дороги и проезды. Добавлены велосипедные полосы. Соответственно указаны параметры.
- Пункт 11.8. Указаны условия доступа на улицы с прилегающей территории.
- Пункты 11.9 и 11.10. Добавлены уширения на кривых и минимальные и максимальные значения поперечного уклона для элементов поперечного профиля.
- Пункт 11.12. Таблица 11.7. Добавлены параметры разделительных полос между элементами поперечного профиля. Не указаны параметры разделительной полосы для обособления велосипедных дорожек (см. п. 11.14).
- Пункт 11.13. Добавлены ссылки на нормативные документы для проектирования линий рельсового транспорта — СП 98.13330, СП 120.13330.
- Пункт 11.15. Радиусы закруглений по бортовому камню теперь определяются расчетом, но не менее 6 м. При этом, при отсутствии движения (вероятно, поворота вдоль данного угла) допускается радиус закругления уменьшать до 1 м.
- Пункт 11.16. Треугольник видимости теперь определяется по расчету. Вероятно на основе остановочного пути автомобиля (ссылка на калькулятор). Возможно ли применение ГОСТ 32944-2014 — неизвестно.
- Пункт 11.18 — 11.20. Указаны условия применения и минимальные расстояния между пересечениями в одном и разных уровнях для различных категорий улиц и дорог.
- Учет малоподвижных групп населения и расстояния между пешеходными переходами в одном и разных уровнях перенесены в раздел “Сеть общественного пассажирского транспорта и пешеходного движения” (пункты 11.29 — 11.30).
Из плюсов данного документа (по сравнению с предыдущей версией) — более глубокая проработка. Детализирована классификация улиц и дорог с указанием типа доступа. Геометрические параметры улиц и дорог стали более гибкими — стало легче вписаться в существующую застройку и снизить использование территорий.
Недостатков больше. Ниже перечислю, чего не хватает на мой взгляд в нормативе (это, кстати, план для дальнейшего развития норматива):
- Не хватает теории и примеров для назначения категорий улиц в населенных пунктах (и, в частности, влияния типа застройки на геометрические параметры улиц). Нет указаний к изменению категории улицы/дороги на протяжении участка.
- На практике, в сложившейся застройке, встречаются индивидуальные решения. Не описана методика разработки индивидуальных решений, ключевые параметры и методология выбора индивидуальных характеристик.
- Не указаны методы управления движением транспортных потоков (кроме незначительных попыток, например, снижение полосности в центре города).
- Нет указаний для технологии проектирования. Точнее говоря с чего начинать. Вот есть у нас расстояние между зданиями 40 метров. Что мне сначала задавать — ширину тротуара или ширину проезжей части? По типовому поперечнику у меня ширина 50 метров. Чем жертвовать ради вписывания в существующую застройку? Газоном, проезжей частью или тротуаром?
- Ширина тротуара является постоянной и не зависит от интенсивности пешеходного движения и типа использования прилегающей территории.
- Нет указаний к организации движения в населенных пунктах, нет приоритета видов транспорта, нет критериев оценки. Время в пути — есть, но этот критерий не оценить при проектировании конкретного элемента улично-дорожной сети. Нет уровней обслуживания, требований к максимальным задержкам, пропускной/провозной способности.
- Нет указаний на методы расчета в тех пунктах, где параметры требуется определить расчетом.
- Нет параметров для транспортных развязок (и, в частности, съездов) и пересечений в одном уровне, в том числе кольцевых (и, в частности, ширин полос, направляющих островков, длин накопительных полос, организации выделенных полос для общественного транспорта, организации пешеходного движения), нет указаний к разрешению или запрету различных направлений движения.
- Нет ориентировочных пропускных способностей для пересечений различных типов для различных направлений движения.
- Нет типовых поперечных профилей (и, в частности, расположение выделенных трамвайных путей, выделенных велодорожек, полосы зеленых насаждений и т.д.).
- Ширина полосы для одной и той же категории варьируется (например, 3,25 — 3,75). Не указаны принципы выбора ширины полосы. Не указаны методы расчета минимальной ширины полосы в условиях реконструкции, при невозможности соблюдения нормативных значений.
- Нет указаний к элементам успокоения движения, элементам принудительного снижения скорости движения (с учетом движения общественного транспорта).
- Не указаны типовые случаи размещения мест парковки на улично-дорожной сети и на придомовой территории (места, “карманы”, габариты, обособление типом покрытия, поперечный уклон, угол к оси проезжей части).
- Не указаны особенности расположения остановок общественного транспорта (с краю проезжей части, по оси проезжей части).
- Не указаны особенности проектирования полос общественного транспорта (в местах наличия парковки, по оси проезжей части, расположение павильонов, ширина тротуара в местах ожидания транспорта, высота посадочной площадки или проезжей части и т.д.).
- Нет указаний для проектирования пешеходных переходов (устройство и конструкция островков безопасности, сужения проезжей части, искусственных неровностей).
- Нет изображений и графиков.
- Нет габаритов транспортных средств, пешеходов и велосипедистов в поперечном профиле.
- Нет требований к прямолинейности пешеходных маршрутов. Особенно на пересечениях проезжих частей.
- Нет требований к водоотводу (размещение лотков, дренажей и прочее). Отвод воды от пешеходных переходов и от остановок общественного транспорта. Расход воды.
- Нет правил размещения зеленых насаждений.
- Нет учета движения (организация маршрутов) негабаритного транспорта.
- Нет конструкции площадок для разворота (легковых, грузовых, общественного транспорта и т.д.).
- Удивила возможность организации магистральных улиц с разрешенной скоростью 80 км/ч с одновременным размещением тротуаров.
В принципе, с вашими замечаниями согласен. Единственное, LoS в этом документе быть не может — этот термин должен быть отражен в документе уровнем выше. А т.к. в РФ его номинально не существует, то и использовать нельзя. Про магистальные дороги 80 км/ч и с тротуарами — откровенно, тоже удивляет. Так вообще можно?
Этот подробный перечень недоработок будет отправлен разработчикам данного творения?
Это не подробный перечень, Это то чего лично мне не хватает в работе… Сейчас разрабатывается еще один документ на проектирование УДС города. Скорее всего с разработчиком удастся связаться.
Сергей, а можно узнать если он в свободном доступе или может у вас есть и вы можете им поделится. Интересно почитать
Здравствуйте, две ссылки в начале поста. Одна из них на сайт минстроя http://www.minstroyrf.ru/docs/14465/
Извините, не совсем точно написал, что хотел. Я имел ввиду «Сейчас разрабатывается еще один документ на проектирование УДС города», а СП 42 от 1.07.2017 уже бегло прочитал
Да разрабатывают. Год назад примерно начали появляться в сети его различные варианты. У меня был какой-то вариант, но я не уверен, что он сохраниться именно в этом виде. Более того, считаю, что там много чего изменится. Поэтому конкретно сейчас вычитывать его не вижу особого смысла, кроме как написать замечания разработчикам.
Требования к LoS, возможно в документе на уровень выше. А методы оценки LoS — вопрос дискуссионный….
Претензия по п.11.2, на мой взгляд, необоснованна. до 100 тыс — 30 мин., до 250 тыс — 35 мин, до 500 тыс — 37 мин, до 1 млн — 40 мин, до 2 млн — 45 мин. Свыше, действительно не нормируется и может быть любым
Действительно, проглядел. Поправлю. Спасибо!
Обратил внимание, что расстояние между пешеходными переходами на магистральных улицах и дорогах регулируемого движения по пункту 11.29 нового СНИП должно быть уже 200-400 метров (ещё недавно было 200-300 метров). Сергей, хотелось бы узнать Ваше мнение по двум вопросам:
1. Зачем расстояние между пешеходными переходами увеличивают при обновлении нормативных документов? Существуют ли рациональное объяснение для такого увеличения?
2. Есть ли какие-то исследования, подтверждающие, что для безопасности дорожного движения минимальное расстояние между пешеходными переходами должно быть 200 метров? В Томске периодически убирают пешеходные переходы, ссылаясь на слишком близкое их расположение, при этом в центре города на проспекте Ленина есть участок в 600 метров без пешеходного перехода (убрали несколько лет назад), и ГИБДД игнорирует обращения со ссылкой на ГОСТ и СНИП с просьбой вернуть пешеходный переход.
Всё очень просто. Считается, чем меньше переходов, тем меньше течёт пересечения пешеходов с автомобилями. Ну и пропускная способность дороги как будто бы растёт. Я не говорю, что это правильное мнение — оно общепринятое и поэтому не требует доказательств.
И исследований по негативном влиянию малого расстояния между ПП на безопасность, насколько мне известно нет. Есть исследования по влиянию скорости например.