Анализ тенденций развития методов оценки качества транспортного потока
В данном разделе рассмотрены улучшенные методы для оценки движения на пересечениях (координация, отдельный светофор, нерегулируемое пересечение). В качестве отличного практического примера рекомендаций, сильно продвинувшихся вперед, приведены рекомендации земли Хессен.
На рисунке, для примера, представлен вариант простой и последовательной оценки задержек на пересечениях со светофорным регулированием из руководства земли Хессен. Алгоритм позволяет на основе визуальной оценки с помощью ответов на вопросы да/нет понять необходимость перенастройки светофора или перепланировки всего перекрестка. Вопросы касаются задержек, соблюдения красного сигнала и т.д.
Указанные рекомендации представляют собой интересный источник информации для организатора движения с точки зрения анализа уязвимостей и поиска эффективных мероприятий для решения проблем. Приведенные методы возможно применять и в онлайн-оценке качества движения в том числе и для информирования участников дорожного движения. Подходит для применения в оперативном управлении движением.
Следует также отметить два метода оценки перегонов (участков между перекрестками) главных улиц.
Первый метод оценивает качество на основе конфликта основной транзитной функции главной улицы с распределительной функцией. В качестве влияющих факторов приняты: левые повороты на второстепенные улицы, количество паркований, количество поставок и разгрузок товаров, количество остановок общественного транспорта на проезжей части, требование светофорных пешеходных переходов.
Второй метод: дифференцированная оценка транспортного потока перед перегрузкой УДС. Для оценки используется несколько критериев:
- На основе рассмотренного выше HBS,
- Вероятности возникновения перегрузки,
- Потерянное время, длительность затора в течение целого дня,
- Время в пути или индекс времени в пути как отношение среднего времени (на пересечениях — это задержка) в пути и приемлемого времени в пути.
Для оценки улиц на всем своем протяжении описано несколько методов включающих в себя следующие критерии: время в пути, скорость в пути, индекс запаса времени. В таблице приведены значения качества транспортного потока (свободный, прерывистый, заторовый) в зависимости от средней скорости в пути (км/ч) и от индекса времени в пути (отношение среднего времени в пути к приемлемому времени в пути).
На практике для оценки качества транспортного движения используются следующие критерии:
- Скорость в пути,
- Уровень загрузки,
- Потерянное время,
- Количества автомобилей,
- Количество остановок,
- Скорость транспортного средства,
- Интенсивность транспортного потока,
- Плотность транспортного потока,
- Средняя длина затора,
- Задержки,
- Нагрузка от выхлопов и шума,
- Данные по дорожно-транспортным происшествиям.
Классические методы оценки основаны на взаимодействии водителей друг с другом и как следствие, на оценку качества движения влияет только пропускная способность и интенсивность движения (сводится к тому). Однако, как мы видели раньше существуют другие факторы, которые могут повлиять на время в пути и скорость в пути.
Для начала необходимо их определить и оценить влияние на качество движения. Вторым шагом будет определение возможности их автоматизированного получения и оценки для целей оперативного управления движением.
Факторы, влияющие на транспортное движение (в работе представлено их подробное описание)
- Транспортный спрос,
- Участник транспортного движения,
- Влияние погодных условий,
- Взаимодействие с другими участниками дорожного движения,
- Организация дорожного движения,
- Дорожная инфраструктура,
- Безопасность дорожного движения.
Для оценки возможности получения данных приведен обзор различных детекторов (определение характеристик транспортного движения и внешних условий). Выявлены границы применения и приведено сравнение детекторов.
Далее посмотрим на суть самого исследования — поиск факторов для оценки качества транспортного движения в целях оперативного управления.