Фото: Manfred Gottschalk/Getty Images
В Барселоне готовится урбанистическая революция. В течение ближайших четырех лет город планирует закрыть 70% существующих автодорог и отдать освободившееся пространство жителям. Таким образом, каталонская столица превратится в коллекцию пешеходных островов площадью 160 000 м² каждый. «Это революция! — прямо говорит автор проекта, глава Агентства по городской экологии Барселоны Сальвадор Руэда. — И главное — дешевая революция!»…
Чтобы превратить город в пешеходный рай, мэрия планирует снизить число автомобилей на 21%. В Барселоне 600 тысяч автовладельцев; всего машинами пользуется под миллион человек. Властям кажется, что это много; для сравнения — в Москве машинами владеют 3,9 миллиона человек. Барселона поднимет цены на парковки, но одновременно предложит удобные транспортные альтернативы. Согласно плану суперкварталов в городе появится новая автобусная сеть, еще более разветвленная система велодорожек и даже, возможно, общегородские электромобили и электроциклы…
Сеть велодорожек планируется расширить на 200 км, добившись таким образом общей протяженности в более чем 300 км. Велосипеды станут единственным видом транспорта, которому будет разрешено пересекать суперблоки. Благодаря этому, считают городские планировщики, число велосипедистов вырастет на 67% — учитывая, что в городе можно ездить на велосипеде 12 месяцев в году, а температура не опускается ниже 10 градусов, это звучит реалистично…
Сальвадор Руэда уверен, что этих мер достаточно, чтобы число машин в городе упало на желаемые проценты. «В Барселоне число ежедневных поездок, совершаемых горожанами на машине, составляет лишь 17% от общего числа. Но при этом 65% пространства принадлежит машинам. Это же идиотизм!» — возмущается он…
Команда Руэды обещает, что резиденты кварталов будут платить за парковку по-старому (в среднем €2–2,5 за час), нерезиденты — заметно дороже. Внутрь суперкварталов смогут въезжать скорые, такси, машины инвалидов и коммерческие перевозчики для разгрузки-погрузки товара. Улицы, оказавшиеся на периферии суперблока, в перспективе будут заасфальтированы спецпокрытием, а выходящие на них фасады домов получат стеклопакеты за счет мэрии. Город делает ставку на электрические велосипеды, ехать на которых в гору существенно легче. По поводу краж велосипедов также готовится пакет мер — хотя вот с ворами у мэрии вряд ли получится совладать…
«В тех районах, где мы уже сделали суперкварталы, малый бизнес не жалуется — он процветает». Он имеет в виду районы Грасия и Борн, эволюцию которых он лично курировал в начале 90-х. Сейчас это два самых живых и красивых района Барселоны. И в Грасии, и в Борне бурлит жизнь, постоянно отрываются новые бары и кафе, а летом жители гуляют на площадях до поздней ночи…
Предполагается, что план суперкварталов сократит число автомобильных аварий и сведет уровень смертей на дорогах к нулю (в 2015 году погибло 27 человек). Малый бизнес районного масштаба вырастет — логичнее завтракать в кафе в двух минутах от дома, чем в 15 минутах езды на автобусе. Зеленых зон станет в два раза больше. Загрязненность воздуха снизится в 2,5 раза, а уровень шума упадет на 50%…
вместо единственного существующего сейчас права на мобильность суперблоки дадут горожанам права на экономический обмен, на обмен информацией, на досуг, на праздники, на игры детей и на манифестации… «Иными словами, демократическое право использования пространства», — подводит итог Руэда. — Мы создаем очень высокое качество городского пространства. Чтобы люди хотели приехать сюда жить, хотели привезти сюда свои семьи, хотели инвестировать в город. В этом и состоит истинная задача урбанистики».
Как в Барселоне делают самую радикальную урбанистическую революцию в мире
60 млн. евро на все про все. Для сравнения, у нас в Петербурге ЗСД построили за 211 млрд. рублей. А на нужды организации и безопасности движения в Петербурге выделяется 600 — 900 млн. рублей ежегодно.
Всегда должна оцениваться эффективность (соотношение эффекта к затратам) сценария. У нас же пока преобладает мнение, что личный автомобиль имеет неоспоримый приоритет за счет одного единственного преимущества — удобства пользователя. Но при этом игнорируются все недостатки, которые он привносит в существование города.