В предыдущем материале разобрались, какие признаки влияют на установление типового случая расположения улицы. В этой части посмотрим на некоторые типовые поперечные профили для разобранных типовых случаев.
Данные типовые поперечные профили представлены в нормативном документе RASt 06 (Richtlinien für die Anlage von Stadtstraßen, издание 2006 года), который является правилом для проектирования городских улиц для всей Германии. Условия и разнообразие форм поражает сознание. А вот к примеру, в РФ в нормативном документе для проектирования улиц такого же уровня (СП 42.13330.2011) типовых поперечных профилей нет вообще. Для сравнения представлю алгоритм выбора типового поперечника в РФ в последующих материалах.
Типовые поперечные приведены для представления о том, как нужно принимать решения и какая часть регламентирована.
Наконец перейдем к рассмотрению некоторых типовых поперечных профилей.
Коллекторная улица
Характеристики
- Распределительная улица (категория ES IV).
- Различные формы застройки. Часть участки и точечная застройка.
- Основной вид использования — проживание. Встречаются также магазины, офисы и социальные объекты.
- Протяженность зависит от размеров заселенного участка — от 300 м до 1000 м.
- Особые требования: протяженные пешеходные связи, часто необходимость перехода дороги в определенном месте, в большинстве случаев движение общественного транспорта (далее — ОТ) — автобуса.
Типовые требования и ограничения
- Как правило скорость движения автомобиля (далее — скорость) слишком высока. Высокая скорость провоцируется открытым пространством и удаленной от проезжей части застройкой.
- В большинстве случаев места для парковки хватает на частных территориях.
- Для формирования уличного пространства и принудительного ограничения скорости необходимо устройство вспомогательных элементов для перехода проезжей части.
- Перемещение на велосипеде обеспечивается с помощью специальных инженерных сооружений (велополос или велодорожек) или за счет существенного снижения скорости автомобилей.
Особые указания
- Возможные конфликты в использовании уличного пространства (далее — конфликты использования), например, при пересечении пути в школу, могут быть обозначены и ликвидированы с помощью соответствующего оснащения (техническими средствами организации движения).
- Уличное пространство должно быть обозреваемо, а назначение каждого элемента правильно воспринимаемо.
Примеры
Типовой поперечный профиль
Улица в квартальной застройке
Характеристики
- Распределительная улица/главная улица (категория ES IV, HS IV).
- Плотная, узкая застройка, часто времен основания города.
- Смешанное использование. В основном проживание, торговля, обслуживающие организации.
- Длина участков от 100 м до 300 м.
- Ширина улиц от 12 метров.
- Интенсивность транспортных потоков в сечении от 400 авт/ч до 1000 авт/ч.
- Особые требования: протяженные пешеходные связи, парковка.
- Возможно движение ОТ (автобус), а также при наличии потребности — тяжелого транспорта (грузовики, обслуживающий транспорт).
Типовые требования и ограничения
- Исходя из высокой интенсивности использования прилегающей территории (далее — интенсивности использования) ожидается высокий уровень спроса на парковки непосредственно в пространстве улицы.
- Формирование уличного пространства должно способствовать улучшению качества открытого пространства.
- Пешеходные переходы могут быть объединены с перекрестками. При этом места устройства пешеходных переходов должны быть освобождены от парковки.
- При длине участка свыше 200 м необходимо его разбить на несколько меньших участков с помощью разделения парковочных карманов в сочетании с устройством мостовой на проезжей части.
Особые указания
- При формировании пространства улицы необходимо учитывать градостроительную симметрию.
- Следует учитывать, что злоупотребление парковками приводит к ухудшению условий видимости.
Примеры
Типовой поперечный профиль
Районная улица на въезде в населенный пункт
Характеристики
- Главная улица (категория HS IV, HS III).
- Плотно либо слабо застроенная территория.
- Смешанное использование: торговля, жилье, редко деловая застройка.
- Ширина улицы сильно различается.
- Длина участков от 200 м до 800 м.
- Интенсивность транспортных потоков в сечении от 400 авт/ч до 1800 авт/ч.
- Как правило, наличие автобусного движения.
Типовые требования и ограничения
- В большинстве случаев достаточно пространства для формирования необходимых элементов поперечного профиля по краям проезжей части.
- Возникают проблемы с высокой скоростью движения в результате прямолинейности улицы и малой интенсивности использования территории (тротуаров).
- Необходимо разделение улицы на разделенные участки для управления скоростью (предотвращение превышения) и для устройства вспомогательных элементов для перехода проезжей части
- В зависимости от градостроительного использования территорий необходимо предусматривать локальные места для парковок.
Особые указания
- Для ограничения скорости движения необходимо предусматривать устройство островков в середине проезжей части и малые кольцевые пересечения.
- Необходимо придерживаться принципа проектирования, при котором для каждого участника дорожного движения отведена соответствующая площадь.
Примеры
Типовой поперечный профиль
В следующей части продолжим…