О том, что такое зверопереход и как он должен выглядеть, «Вечёрке» рассказал эксперт в области проектирования дорог владелец сайта «ТрансСпот» Сергей Давыдов.
– Зверопереходы, биопереходы, экодуки – все это названия сооружений для пропуска через автомобильную или железную дорогу представителей местной фауны. Это могут быть не только звери, но и, например, лягушки, которых в местах их миграций через трассы водители порой давят десятками, даже не замечая.
У диких животных – свои пристрастия и страхи. И если переходы под дорогой еще подходят для лягушек и каких-то мелких местных обитателей, то крупные звери и парнокопытные боятся туда заходить, поскольку там шумно и довольно тесно. Именно поэтому для лосей, волков, кабанов нужны мосты над дорогой. Причем это должна быть не просто голая бетонная переправа. Во-первых, нужно соблюдать габариты (ширина в идеале – не менее 80 метров), во-вторых, на поверхности моста следует посадить зелень, чтобы она не сильно отличалась от окружающей обстановки. А вдоль краев должны расти кустарники, чтобы животные не видели и не пугались машин, проносящихся внизу. И конечно же, экодуки надо располагать четко в местах пересечения звериных троп и шоссе, иначе животные просто не найдут их. Плюс рядом с переходами должны быть установлены направляющие сооружения для зверей – заборы или другие ограждения, чтобы они выводили лесных обитателей прямиком к безопасному маршруту.
Насколько реально построить экодук на уже проложенной дороге? Технически это не сложнее, чем соорудить мост или транспортную развязку на пересечении новой дороги с уже существующей. Сначала экологи должны провести экспертизу и вынести свой вердикт. Если в каком-то месте массово давят лягушек – там можно приподнять дорогу и проложить под ней ту же трубу.Если через шоссе перебегают лоси – нужно строить мост, и так далее, разумеется, с расстановкой приоритетов и оценкой эффективности затрат.