Недавно у меня зашел разговор о востребованности велодорожек. В частности в Москве. Собеседники утверждали, что велоинфраструктура не востребована. И вполне может оказаться, что в Москве низкая велокультура не из-за отсутствия инфраструктуры.
Прежде всего хочется пояснить, что есть два подхода при планировании транспортной инфраструктуры — соответствие тренду и управление движением.
Первый подход соответствия тренду активно используется в настоящий момент. Он заключается в изучении тенденций (например, рост автомобилизации и автомобилепользования) и экстраполировании полученных данных на долгосрочный период. Таким образом, управленческие решения зависят от прошлого, а не ориентируются на необходимый результат (например, снижение времени в пути, уровень безопасности движения, экология и т.д.)
Второй подход — управление движением — учитывает в первую очередь целевые показатели и оптимальный с точки зрения приведенных затрат пути достижения указанных показателей.
Возвращаясь к востребованности велодорожек. Востребованность — это тенденция. Если хотим ее повысить, необходимо переломить тенденцию. Повысить, понятно, не просто для повышения, но для установленных целей (улучшения экологии, безопасности, условий движения и т.д.). Это называется управление движением.
Отчасти такой подход начинает воплощаться и в Москве.
Очень кстати вышла и статья на эту тему.
Что говорят исследования об велосипедных дорожках?
В некоторых евпропейских странах велодорожки используются уже многие годы, хотя в Соединённых Штатах они появились относительно недавно. Первые исследования об их применении в Северной Америке показали, что:
велодорожки привлекают больше людей ездить на велосипеде [6, 7, 8];
велодорожки повышают безопасность для всех участников движения [9, 10, 11];
водители и велосипедисты предпочитают велодорожки общим полосам движения и велосипедным полосам на проезжей части [5, 12, 13];
особое предпочтение велосипедным дорожкам обнаруживают женщины [14, 15, 16].Проектные пользователи
Многие люди заинтересованы в использовании велосипеда для транспортных нужд, но отказываются от этой возможности из-за необходимости близкого и создающего напряжение взаимодействия с автомобильным трафиком [4]. Такие “заинтересованные, но опасающиеся” пользователи (их можно считать потенциальными) имеют различный возраст, с разной степенью уверенности ездят на велосипеде, и составляют большинство населения. Две другие категории пользователей — “нерегулярные и в какой-то степени уверенные велосипедисты” и “опытные и уверенные” — вполне привычны к автотрафику. Однако они составляют намного меньшую часть населения. Проектирование велосипедных дорожек для “заинтересованных, но опасающихся” повышает качество, безопасность и удобство езды на велосипеде для всех пользоателей. На рисунке схематично показана связь между допустимым уровнем стресса, вызываемого дорожной обстановкой, и численностью различных групп пользователей.