Недавно пришлось съездить на поезде из Петербурга в Москву. В связи с этим вспомнилась история в Сапсане годичной давности.
Место было рядом с ларьком, продающем сувениры и всякую другую дребедень. Подходит мужчина и спрашивает: «Сколько стоит доступ в Интернет». Мужчине отвечают: «Интернет стоит 500 (примерно) рублей, но брать его мы не рекомендуем, так как народ жалуется и возвращает деньги». Интернет этот был мобильным от Мегафона и через роутер в виде Wi-Fi передавался по всему поезду. Понятно, что где не было Мегафона — не было и Интернета. В итоге мужчина Интернет не купил.
Однако мужчина не сдавался и нашел себе в ларьке сувенирную ручку. Но ее он тоже не купил. Ручка была клевая, и ей хотелось писать не переставая. Но, как оказалось, ручка не разбирается, и, следовательно, чернила в ней не поменять.
Настырный мужчина все еще не терял надежды с удовольствием потратить деньги. Нашел в сувенирном ларьке модельку поезда Сапсан для сына. Но и тут его ждало разочарование. Прозрачный пластиковый футляр не снимался. А сама моделька была намертво приклеена к основанию.
Желание приобрести что-то полезное так и не увенчалось успехом. Такой результат закономерен, когда работа не ориентирована на конечного пользователя и нет понимания, что такое эффективность. Да и ладно с ним, с этим РЖД и с его убыточными продажами сувениров. Расстраивает точно такой же подход в проектировании дорог и в федеральной программе по безопасности дорожного движения.
Проектировщики, конечно, деньги получают, но конечному пользователю от этого ни горячо, ни холодно. Как проектировались дороги без учета современных требований безопасности дорожного движения, так и проектируются. Разумеется, проектировщик ориентируется на требования экспертизы. А экспертиза, в свою очередь, на требования нормативов и экономические соображения. Нормы у нас древние, а экономические соображения, понятно, жесткие. Поэтому и получается, что имеем.
А в федеральной программе по безопасности дорожного движения все еще хуже. Внятных целевых показателей предложить не можем. На соседей посмотреть смущаемся. Нормально НИОКРами заниматься ни у кого времени нет. Делаем, то что хорошо получается, но результата никакого не приносит — строим надземные пешеходные переходы и устанавливаем пешеходные ограждения. Видимость деятельности и освоение средств есть — вот он основной показатель и результат работы.
Понятно, никаких полезных изменений в нормы проектирования таким образом не внести. А конечный пользователь — человек — остается далеко в стороне.