Ответственным за НТД (нормативно-техническая документация) становится Минэкономразвития (МЭР). Даже из названия понятно, что эта контора к строительству имела отношение в лучшем случае опосредованное. Начинают летать первые ласточки, когда какой либо документ МЭР не утверждается Минюстом и возникает коллизия, типа документ есть, но он не зарегистрирован и типа не обязателен к исполнению (т.е. нет ответственности за нарушение). Раньше в ГОСТ-ах писали фразу, что несоблюдение ГОСТ-а преследуется по закону и это действовало отрезвляюще. Теперь начались непонятки, когда одни проверяющие (а их на стройках всегда хватало) требовали исполнение какого-нибудь документа, а, допустим, проектировщики требования этого документа игнорировали, т.к. его не зарегистрировал Минюст. Вместо вменяемых документов стали выходить письма-разъяснения. А по закону письмо не является нормативным документом, это всего лишь мнение, которое может быть проигнорировано. И ходили с распечатками писем (тогда начали пользоваться спросом уже у строителей различные Гаранты/Консультанты) ругаться в технадзор или МЧС-ФМБА.
Примерно в это время примерно в одной неспокойной голове рождается идея, что оформление и состав проектов устарел и нужно придумать что-то новое. Под это дело выходит постановление правительства РФ №87 от 16 февраля 2008 г. «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (87 постановление). Т.е. уже официально признается недееспособность МЭР и требования к составу документации поверх их голов разрабатывает Правительство (сик!) РФ. Большие компании, типа Транснефти или Газпрома, глядя на этот бардак начинают выпускать свои нормативные документы (и правильно делают).
Тут сделаю отступление небольшое. Дело в том, что проектной продукцией пользуются совершенно разные люди. В первую очередь разработкой заняты проектировщики. Потом эта документация идет подрядчикам, которые ее реализуют «в натуре». Промеж этого процесса эту документацию рассматривают заинтересованные стороны типа пожарных, санитаров, снабжающих организаций и т.д. Но в первую очередь эта продукция необходима заказчику, т.к. в конечном итоге результатом стройки будет пользоваться именно он. А под это дело необходимо еще и деньги прикинуть — сколько в бюджет закладывать. Поэтому ТЭО, РП, Стадия П, Стадия Р являются компромиссом, учитывающим интересы всех заинтересованных участников стройки выстраданным в жарких битвах, контролируемых Госстроем. А 87 постановление делалось на скорую руку для непонятно каких целей без обсуждения и содержало кучу ляпов, которые устраняют до сих пор. Вот некоторые из них:
1. Стадия П названа «Проектной Документацией». Вроде бы мелочь, только выражение «Проектная Документация» (ПД) во многих документах десятки лет означало совершенно другое, нежели «Стадия П». Лет пять правили различные ПБ, ФЗ на предмет зачистки выражения ПД, т.к. если бы читать все это буквально получалась жуткая ересь. Сразу вспоминается ФЗ-116, где авторский надзор предписывалось вести организацией, разработавшей ПД. Только где-то в 11 году заменили ПД на «соответствующую документацию». А то получалось, что организации, разработавшей ПД уже и не существовало, а Ростехнадзор требовал присутствия ее сотрудников на стройке. Сколько тогда крови попили… Кому надо было переименовывать устоявшийся термин, при том, что «Стадия П» = «ПД» во всех смыслах.
2. По ПД рассчитываются денежные средства, необходимые для строительства. Однако спецификации в состав ПД не входят. Без натуральных показателей в виде кубов вырытой земли, залитого бетона, арматуры, оборудования расчет будет весьма приблизительным, т.к. все уходят от типовых строений, а показатели нетиповых точно прикинуть нереально. С тех пор заказчики нагибают проектировщиков вставлять спецификации в ПД. Что невозможно без разработки РД. Естественно за РД платить никто не собирается.
3. Вводится негосударственная экспертиза как развитие замены лицензирования на членство СРО (зубрежка поменялась на башляние). Заключение негосударственной экспертизы теперь можно купить. Ну и хрен, что рухнет, застраховано же!
4. Введены понятия нигде ранее не расписанные и до сих пор трактуемые по-разному.
5. Все виды строительства (гражданское, жилое, большое, маленькое, промышленное, подведены под одну гребенку, ладно, под две — выделены линейные объекты и особо рады те, кто в составе линейных объектов проектируют, допустим, железнодорожный вокзал, интересные составы ПД получаются в итоге).
Вот список ныне действующих изменений: от 18.05.2009 N 427, от 21.12.2009 N 1044, от 13.04.2010 N 235, от 07.12.2010 N 1006, от 15.02.2011 N 73, от 25.06.2012 N 628, от 02.08.2012 N 788, от 22.04.2013 N 360, от 30.04.2013 N 382, от 08.08.2013 N 679, от 26.03.2014 N 230, от 10.12.2014 N 1346, от 28.07.2015 N 767. Каждое изменение, это постановление правительства. Интересно, сколько в правительстве тех, кто в проектировании разбирается. Однако голосуют, принимают, обсуждают. Можно наверх доложить, что рассмотрели, приняли, улучшили, актуализировали, а не балду пинали.
Но это только начало. Теперь в цирке не смеются и строители…
Прямо детектив. Обидно, что основан на реальных событиях.