Коллективным разумом удалось выявить следующие ключевые критерии:
1. Непрерывность
2.1 Чистота поверхности
2.2 Сухость поверхности
3. Плавность
4. Безопасность
5. Необходимая ширина
6. Качественное покрытие
7. Правильная трассировка
8. Расстояние от проезжей части
9. Прочее
На первый взгляд все верно. Только добавить еще «Наименьший вред окружающей среде». При укладке асфальта и в жаркие периоды года относительно много вредных веществ выделяется.
Коллективным разумом удалось выявить следующие ключевые критерии:
1. Непрерывность
2.1 Чистота поверхности
2.2 Сухость поверхности
3. Плавность
4. Безопасность
5. Необходимая ширина
6. Качественное покрытие
7. Правильная трассировка
8. Расстояние от проезжей части
9. Прочее
1. Непрерывность
Для удобного движения пешеходов тротуар должен быть максимально непрерывным. Он не должен исчезать, потому что кому-то захотелось сделать парковку (пример у Олимпа, пример на ул. Л.Базановой), а в местах выездов с прилегающей территории должен по возможности располагаться в одном уровне.
2.1 Чистота поверхности
Тротуар, несомненно, должен содержаться в чистоте, иначе попросту будет неприятно по нему ходить. Чтобы на тротуаре не скапливалась грязь, в первую очередь он должен быть правильно спроектирован по отношению к газону. Для выполнения данного пункта всем чиновникам стоит ознакомиться с методическим альбомом по тротуарам от Дмитрия Гусева.
2.2 Сухость поверхности
На тротуаре не должна скапливаться вода и образовываться наледь. Я лучше поеду на работу на машине, чем буду прыгать через лужи на тротуарах. Прежде всего тротуары должны иметь уклон для стока воды, а обрамляющие бордюры не должны ей препятствовать. Подробнее о правильном проектировании сухих тротуаров можно прочитать в том же методическом альбоме Дмитрия Гусева.
3. Плавность
Тут всё понятно, удобный тротуар должен иметь плавные сходы. Никаких ступенек в точках входа и схода быть не должно, только пологие спуски.
4. Безопасность
Пешеход на тротуаре должен чувствовать себя в безопасности. Для этого необходимо предусмотреть защиту от автомобилей, ограждения при опасных перепадах высот и др. Другими словами не только защита от заезда автомобилей на тротуар, но и защита от случайного падения пешехода на проезжую часть, в овраг справа и так далее.
Отдельно стоит упомянуть опасность для пешеходов сверху — падающие сосульки и балконы. В подобных потенциально опасных местах желательно размещать газон вместо тротуара.
Не менее важно минимизировать критичные уклоны тротуара в случае опасных перепадов высот. Другими словами — по возможности выровнять подложку для тротуара за счёт подсыпки или снятия лишнего грунта. Если расстояния не позволяют это сделать, то предусматривать лестницу с поручнями в соответствии с действующими нормативами.
Безопасность тротуаров в местах пересечения с другими транспортными потоками — это уже отдельный вопрос, больше относящийся к пешеходным переходам, нежели к тротуарам.
5. Необходимая ширина
Ширина тротуара должна отвечать сложившимся пешеходным потокам. По хорошему тротуару должны свободно разъезжаться две инвалидные коляски, что возможно при ширине от 2,3 метров.
Также на пути пешеходов не должно быть никаких уличных элементов, снижающих ширину тротуара и затрудняющих движение. К подобным элементам-препятствиям относятся столбы, знаки, рекламные конструкции, элементы дренажа, уличная мебель и так далее. Нельзя забывать, что номинальная ширина тротуара определяется расстоянием между этими элементами.
6. Качественное покрытие
Ровная удобная поверхность, без ям. Желательно хорошая плитка (без рельефа и фасок, с минимальными стыками, крупноэлементная) вместо асфальта. Пример хорошей гранитной плитки в Москве:
(переулок Хользунова, отсюда)
UPD:
7. Правильная трассировка
Тротуар должен располагаться там, где людям удобно ходить, а не наоборот. Многое зависит от ситуации и предпочтений пешеходов. Где-то ключевым фактором является кратчайшее расстояние (так называемые «народные тропы»), а где-то — наличие и расположение точек притяжения. Общее правило касаемо траекторий пешеходных связей — максимальная прямолинейность:
8. Расстояние от проезжей части
Комфортно идти по тротуару, вдоль которого имеется буферная зона, желательно из зелени (деревья, кустарник, на крайний случай газон). Сюда же можно отнести парковку в правом ряду, которая также является своеобразным буфером и делает тротуар немного удобнее.
9. Прочее
Освещение тротуара. Часто встречаются ситуации, что фонари освещают проезжую часть — но сам тротуар в темноте.
Сюда можно также отнести «интересность» городской среды вдоль тротуара. Приятнее идти по городской улице, когда со стороны застройки к тротуару примыкает здание с активным фасадом, а не автостоянка, например.