Процесс (проектирования) разделен на два этапа, объясняют авторы: разработка проектной документации и строительство. Разрыв искусственный: проектировщик стремится уложиться в сумму бюджетного финансирования и быстрее пройти госэкспертизу. А мотивации оптимизировать стоимость и процесс строительства нет. Проектировщик не несет ответственности, если строительство окажется сложнее и дороже, чем запланировано.
Более глобальные меры – реформа подготовки территории и обновление строительных нормативов.
Правильная статья. В последовательности действий при проектировании дорожной инфраструктуры вообще много моментов заложено, которые впоследствии приводят к плохому проектному решению. Тут даже не два, а три этапа выделить можно.
1. Проект планировки территории.
Первым делом выполняется и утверждается правительством проект планировки территории (ППТ). В дорожной части — это положение дорог, пересечений и другой инфраструктуры с отведенными границами. Причем часто выполняется людьми, которые очень посредственно разбираются в дорожном проектировании — это различные градостроительные институты. Считается, что впоследствии, на стадии проект, можно будет откорректировать решение.
2. Проектное решение (Проект)
Но казус в том, что границы будущей дороги уже утверждены правительством. И выходить за эти границы без нового долгого процесса утверждения нельзя.
Поэтому настоящие проектировщики на стадии Проект всеми силами, правдами и неправдами вырабатывают проектное решение, которое имеет ряд несоответствий именно из-за необходимости уложиться в границы выданные не специалистом и утвержденные правительством.
И после этого проект проходит экспертизу с исправлением замечаний. Но исправляются только те замечания, которые не выходят за утвержденные границы сооружения.
Ну и следует отметить, что Проект — это основные проектные решения.
3. Рабочая документация.
Разрабатывается уже непосредственно для строительства на основе Проекта с сохранением основных технико-экономических показателей объекта. Вся детализация (детализированные проектные решения, спецификации, чертежи конструкций, производители и т.д) находится в Рабочей документации. Разумеется, Рабочую документацию может делать другая организация, которая и понятия не имеет, что планировал разработчик Проекта кроме того, что отображено в проекте. То есть фактически Проект может серьезно измениться в мелочах. Тут проблема в том, что зачастую обязательные мелочи которые подразумевались в Проекте забываются в Рабочей документации, так как экспертиза уже пройдена и сильно много тратить время на Рабочую документацию мало кому хочется. Но все же Рабочая документация корректируется по замечаниям строителей, там где это обосновано. И в итоге строится дорога. Такая, какая получилась.
Важно, что кроме необходимости изменения указанного процесса, нужно разрабатывать современные нормативы. Нормативы соответствующие европейскому уровню, которые учитывают требования и к безопасности движения, и к уровню обслуживания (в частности к пропускной способности, эффективности общественного транспорта и т.д.). А не 50-летней давности как в РФ, не выдерживающие критики как по нормативным параметрам, так и по полноте описания. За это время много чего изменилось — сами видите, наверное — уже беспилотные автомобили ездят, а мы все в каменном веке. Последние актуализированные нормы, кстати говоря, являются просто перепиской старых норм и рекомендаций.