[ilink url=»https://transspot.ru/2016/11/02/metodichka-k-raschetu-svetofornogo-regulirovaniya-perekrestka-2×2-polosy/»]Методичка по расчету простого перекрестка доступна по этой ссылке[/ilink]
[ilink url=»https://transspot.ru/calculators/raschet-svetofornogo-regulirovaniya-na-perekrestke-dvuxpolosnyx-dorog/»]Калькулятор для расчета цикла светофорного регулирования на простом перекрестке доступен по этой ссылке[/ilink]
Содержание
Статья написана в виде набора тезисов. Все материалы по светофорному регулированию доступны по ключевому слову Светофор.
Наиболее очевидные ошибки при проектировании светофорных объектов описаны в статье Четыре светофора. Детальная настройка светофора на реальном примере — см. статью Оптимизация светофорного регулирования. Время терпеливого ожидания пешехода — очень важный фактор для безопасности дорожного движения на регулируемом пересечении. Для оценки качества программы светофорного регулирования используется Уровень обслуживания перекрестка со светофорным регулированием. Ну и в завершение про Диагональные пешеходные переходы.
Функции светофора
Светофоры — это мощное средство организации дорожного движения предназначенное для решения двух основных задач:
- увеличения уровня безопасности дорожного движения и
- улучшения качества движения, а также
- улучшения экологической ситуации.
Светофоры регулируют движение транспорта на нескольких уровнях: в транспортной сети в целом, на перегонах (участках между пересечениями) и на пересечениях. Таким образом светофорное регулирование является важным инструментом реализации транспортной концепции, которая включает в себя мероприятия для ускорения движения общественного транспорта, мероприятия для безопасного пешеходного и велосипедного движения и мероприятия для использования транспортными потоками определенных маршрутов.
Светофор для безопасности
Для обеспечения безопасности дорожного движения светофор имеет смысл устанавливать в том случае, когда ожидаемы (или уже происходят) дорожно-транспортные происшествия (ДТП), которых можно избежать при устройстве светофорного регулирования, а также когда другие мероприятия (например, ограничение скорости движения, запрет обгона, нерегулируемые пешеходные переходы ) не имеют успеха.
В частности, светофорное регулирование помогает уменьшить количество ДТП в следующих случаях:
- Концентрация ДТП из-за несоблюдения правил приоритета проезда пересечения
- из-за слишком большой интенсивности или слишком высокой скорости движения по главной дороге,
- вследствие условий ограниченной видимости на пересечении или невозможности определения водителем правил приоритета на пересечении,
- в результате не достаточной пропускной способности пересечения,
- Концентрация ДТП между поворачивающими налево транспортными средствами и встречным движением,
- Концентрация ДТП между автомобилями и пересекающими дорогу велосипедистами или пешеходами.
Светофор для качества движения
Качество движения в целой транспортной сети, а также на перегонах и на пересечениях может быть серьезно улучшено с помощью светофорного регулирования.
Также светофоры используются для управления въездом (заградительные светофоры) для того чтобы:
- Защитить от перегрузки (заторов) участки улиц и дорог, а также целые районы улично-дорожной сети (УДС),
- Освободить участки улиц и дорог для приоритетного движения общественного транспорта,
- Освободить участки улиц, не предназначенных для активного использования моторизированным транспортом, от накапливающихся автомобилей.
Качество движения общественного транспорта и не моторизированных участников дорожного движения (велосипеды и пешеходы) также существенно улучшается при соответствующей настройке светофорного объекта на пересечениях.
На автомобильных дорогах высших категорий с высокой нагрузкой (интенсивностью движения) светофорное регулирование применяется для ограничения въезда на эти дороги и улучшения условий выезда с этих дорог.
При сильно изменяющихся интенсивностях движения по направлениям на одной дороге (например, утром в центр города, вечером из центра города) может быть устроено светофорное регулирование на отдельных полосах для изменения направления полос движения (устройство полос с реверсивным движением).
Во многих случаях устройство светофорного регулирования позволяет уменьшить площадь объектов транспортной инфраструктуры (например, замена кольцевого пересечения на перекресток с уменьшением площади и увеличением пропускной способности).
Светофор для экологии
Все мероприятия (например, дополнительные промежуточные светофоры, «зеленая волна » или адаптивное светофорное регулирование):
- поддерживающие однородную скорость потока в пределах максимально допустимой скорости движения,
- уменьшающие количество остановок,
- обеспечивающие равномерное движение через несколько пересечений
уменьшают расход топлива, выделение выхлопных газов и уровень транспортного шума. Это особенно важно для участков улиц с интенсивным использованием прилегающих территорий (торговые, общественные зоны и т.д.) или сильными пешеходными или велосипедными потоками.
Виды светофоров
Светофоры бывают двух типов:
- транспортные и
- пешеходные
Транспортные светофоры различаются видом и назначением. Ниже приведены наиболее распространенные (см. описание ниже).
Т.1 и модификации со стрелками — стандартные светофоры для транспортных средств. Т.1 применяется также для пропуска пешеходов при отсутствии пешеходных светофоров.
Т.2 — применяют для регулирования движения в определенных направлениях в случаях, когда движущийся по их разрешающему сигналу транспортный поток не имеет пересечений (слияний) в пределах перекрестка с транспортными потоками других направлений движения, а также пересечений с пешеходными потоками (бесконфликтное регулирование). Ни разу не был замечен мной в РФ.
Т.3 и модификации — уменьшенные светофоры Т.1. Являются повторителями Т.1 при затрудненном восприятии основного светофора.
Т.4 — устанавливаются для указания разрешенного направления движения для каждой полосы при устройстве реверсивного движения. Кроме того эти светофоры устанавливаются на въезде в туннели.
Т.5 — специальные светофоры для общественного транспорта, движущегося по выделенной полосе.
Т.6 и Т.10 — устанавливаются на железнодорожных переездах.
Т.7 — обозначает нерегулируемый перекресток или пешеходный переход.
Т.8 — применяется при временном сужении проезжей части (чаще всего при ремонте) для организации реверсивного движения по одной полосе.
Т.9 — Применяют для регулирования движения велосипедистов в местах пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью дороги или регулируемым пешеходным переходом. Ни разу не был замечен мной в РФ.
Пешеходные светофоры предназначены исключительно для пропуска пешеходов.
Виды светофорного регулирования
Светофорное регулирование бывает:
- Постоянное регулирование
- Режим светофорного регулирования не меняется
- Режим светофорного регулирования меняется в течении суток и/или в зависимости от дня недели
- Адаптивное регулирование
- Частично зависящее от транспортного потока (изменяется или продолжительность фазы или последовательность фаз или количество фаз)
- Полностью зависящее от транспортного потока (изменяется и продолжительность фазы и последовательность фаз и количество фаз)
Отдельно стоит вынести режим сетевой координации светофоров типа «зеленая волна». Реализация «зеленой волны» возможно только при режиме постоянного светофорного регулирования и режиме адаптивного светофорного регулирования с изменяющейся продолжительностью фаз («pulsating green waves»).