Эстония вступила в Евросоюз. По словам жителей Таллинна, засилье Брюсселя сейчас намного сильнее ощущается, чем в свое время зависимость от Москвы. Во время Советского Союза Москва гораздо охотнее выделяла бюджет на строительство и поддержание дорожной инфраструктуры в Эстонской республике. Сейчас с этим дела обстоят хуже.
Но уже при въезде на территорию Эстонии невооруженным взглядом видны отличия от России. Местные жители замечают эти изменения не особо сильно. Но, тем не менее, требования Евросоюза приходиться соблюдать. Тот же самый гранитный отсев вместо песка на дорогах – это тоже требование Евросоюза.
Есть и индивидуальные эксперименты с общественным транспортом в Таллинне. Это бесплатный проезд для жителей Таллинна на всех маршрутах общественного транспорта. При этом все равно необходимо иметь бесплатную карту. Для приезжих и туристов есть несколько возможностей купить билет в Таллинне. Первая возможность – купить у водителя. В этом случае билет обойдется по вполне нормальной для Европе цене 1,60 евро. Вторая возможность приобрести в любом почтовом отделении за 2 евро магнитную карту (которую впоследствии можно сдать) и заранее класть на нее деньги. Стоимость поездки в этом случае будет составлять 1,10 Евро. Если поездок планируется больше двух в день, имеет смысл на указанную карту программировать поездки на 1 или 3 дня. Неограниченное число поездок на 1 день обойдется в 3 евро, а на 3 дня – всего 5 евро.
У водителя покупают билеты очень редко. Одного рулона ему хватает на месяц за исключением праздничных дней, когда «понаехали русские» и весь запас уходит за день.
Максимальный штраф за безбилетный проезд – 40 евро.
Автобусы ходят по расписанию, которое можно посмотреть на остановках. Указано время для будних дней, а также отдельно для субботы и воскресенья. На дорогах много выделенных полос. Но бывает, что автобусы и троллейбусы стоят в пробках, в местах где нет выделенных полос. Вождение у водителей общественного транспорта достаточно агрессивное.
Стоянки для автомобилей в центре города в подавляющем большинстве платные. Вплоть до 4 евро в час. Это тоже вполне европейский уровень. В центре города найти бесплатную парковку для автомобиля достаточно сложно. Ближайшие к центру бесплатные парковки в Таллинне обнаружились у памятника «Русалка» и у Морского музея.
Но не составляет никакого труда оставить машину на окраине города или у гостиницы и добраться до центра на общественном транспорте. Автобусы ходят чаще всего с периодичностью около 10 минут, а идут с окраины до центра около 15-20 минут.
По всему городу действует ограничение скорости 50 км/ч. Только на скоростной дороге с пересечениями в разных уровнях на границе города разрешено 70 км/ч.
Поведение водителей приятно удивило. Допустимые скорости никто не превышает. Никто не знает, сколько заплатит за превышение скорости, но одно могут сказать точно – штрафы измеряются в зарплатах. Аналогично, кстати, и в Финляндии.
Пешеходов пропускают заранее останавливаясь. В Старом Таллинне движение автомобилей не запрещено, но приоритет полностью отдан пешеходам.
В Таллинне периодически устраивают тотальную проверку на содержание алкоголя в крови. Это значит, что на дорогу в одном месте сразу выходит 40 полицейских, и начинают останавливать абсолютно все автомобили с предложением «подуть в трубочку». Если алкотестер показывает значение отличное от нуля, водителя наказывают. Похожая проверка проводится и в Германии.
Дорожная инфраструктура тоже очень близка к европейской. Много пешеходных переходов (ни одного подземного обнаружено не было). Пешеходные переходы подсвечиваются.
Также были обнаружены элементы для успокоения движения и повышения удобства для пешеходов. Это сужение проезжей части на пешеходных переходах.
Устройство дефицитных в России пешеходных островков, также способствующих повышению аккуратности и внимательности водителя.
В процессе прогулок по городу было замечено множество парковок для велосипедов, хотя самих велосипедов, как и велосипедистов я не видел.
И в заключение немного про электрику.
Эстония считается наиболее продвинутой из тройки прибалтийских стран. По дороге из Нарвы в Таллинн было обнаружено множество ветряков.
А в Таллинне нашлась одинокая зарядка для электромобилей. Некоторым членам правительства в обмен на экологическую квоту были выданы электромобили. По слухам энергии не хватает на обогрев салона.