Удалось прокатиться в Финляндии по скоростной трассе E18.
За городом транспортные развязки встречаются в среднем 1 развязка на 4 км. В большинстве своем это развязки с дорогами более низких категорий.
Как я уже писал в статье про выбор принципиальной схемы транспортной развязки, в отличие от европейских стран в России сложился стереотип, что транспортная развязка должна развязывать все направления без прерывания движения. На наглядном примере Финляндии очень хорошо видно как работает транспортная развязка с организацией светофорного регулирования на второстепенной дороги более низкой категории.
Это достаточно распространенная схема транспортной развязки. Подобная конфигурация позволяет решить три важные задачи:
1. Экономия дорогостоящей площади;
2. Отсутствие области переплетения потоков (как в стандартном клеверном листе), что положительно влияет на условия движения на магистрали, а также на удобство въезда на эту магистраль;
3. Обозначение светофором или перекрестком с нерегулируемым движением, что условия движения принципиально меняются. То есть водителю становится ясно даже без знаков, что он въехал на дорогу с низкой категорией.
В геометрии развязки следует отметить также следующую конструктивную особенность. Все замеченные мною развязки имели второстепенную дорогу в верхнем уровне. То есть проходила на путепроводе над основной дорогой. Опять же подобное устройство путепровода и подходящих насыпей дешевле, так как поднимаемая дорога уже на 10-15 метров.
Но я бы хотел сильнее акцентировать внимание на таком показателе как удобство проезда по съездам подобной развязки с динамической точки зрения. Разберем два случая.
1. Съезд с магистрали на местную дорогу
Когда мы съезжаем с основной дороги на второстепенную, мы двигаемся вверх по съезду. При движении вверх намного проще снизить скорость.
Также стоит отметить, что съезд запроектирован с помощью кривой с переменным радиусом (клотоидой) или с помощью последовательности кривых, радиус которых постепенно уменьшается. При этом в некоторых случаях (поворот съезда на 180 градусов) создается ощущение, что съезд свертывается, заставляя водителя вместе с этим снижать скорость.
В приведенном видео как раз виден процесс съезда с магистрали:
2. Въезд на магистраль с местной дороги
При выезде на магистраль, автомобиль легко разгоняется за счет движения вниз по съезду.
При движении по съезду создается впечатление, что съезд развертывается. Это подразумевает более благоприятные условия для движения на высоких скоростях. То есть получается, что при выезде на скоростную магистраль водитель будет иметь возможность заблаговременно набрать необходимую скорость (120 км/ч) и гармонично встроиться в поток на магистрали. В этом случае он не помешает даже тем автомобилям, которые двигаются в крайней правой полосе на магистрали.
В приведенном видео представлен процесс въезда на магистраль: