Наблюдал весь цикл ремонта улицы, в течение которого обнаружил удивительную вещь, связанную с пропускной способностью. Но обо всем по порядку.
Случилось так, что после очередной зимы покрытие на Большой Пушкарской улице пришло в негодность. Улица эта односторонняя с тремя полосами для движения. Одна полоса собственно для движения автомобилей, одна для общественного транспорта и одна с левой стороны постоянно занята припаркованными транспортными средствами. В результате получалась одна полноценная полоса для индивидуального транспорта, и та плохо работала из-за разрушившегося асфальта.
Во время ремонта положили новый асфальт. И первое время – около двух месяцев — дорога существовала без дорожной разметки. То есть водители самостоятельно выбирали свое положение на дороге. В результате на этой улице естественным образом возникло 4 полосы — одна для общественного транспорта, одна для припаркованных автомобилей, и еще две для движения автомобилей. Как оказалось — всем хватает места. Ниже на изображении наглядно видно, что в одну полосу практически помещается два автомобиля.
Рассмотрим расположение автомобилей в поперечном профиле. Ширина Hummer 2 (наиболее широкий, на мой взгляд легковой автомобиль) 2.06 метра. Ширина автобуса 2.50 метра. Три легковых автомобиля плюс один автобус получается 8,7 метра. Расстояние между транспортными средствами – 0.5 метра. Всего при грубом расчете получается 10.5 метров. Это ровно три полосы для движения по 3,5 метра.
Ниже на первом изображении три полосы по 3.5 метра — в сумме 10.5 метров. А на втором изображении три полосы по 2.75 метра и одна (для парковки) 2.25 метра — в сумме те же 10.5 метров.
При таком расположении транспорта пропускная способность улицы увеличилась. На всех светофорах проезжал не один, а два ряда легковых автомобилей. До ремонта в час пик пробка тянулась по всей длине этой улицы. После ремонта, но до нанесения разметки пробка появлялась только в конце улицы на 20-30% от общей протяженности улицы.
Затем нанесли новую разметку. И все стало как прежде. Пробка, конечно, немного сократилась по сравнению с первоначальным состоянием (из-за отсутствия ям на дороге автомобилисты стали быстрее проезжать по улице и перекресткам). Но она значительно увеличилась по сравнению с промежуточным состоянием.
Ниже наглядно представлена протяженность затора на разных этапах ремонта дороги.
В связи с этим вспомнилась еще одна история, рассказанная про проектирование пешеходных дорожек в новых кварталах где-то за границей. Первое время после постройки домов территория не благоустраивается. Выжидается, пока люди самостоятельно протопчут дорожки. И уже после этого дорожки из протоптанных превращаются инженерами и рабочими в удобные (гравийные, асфальтовые, булыжные и т.д.). Честно не знаю – правда это или нет. Но такой подход способен обеспечить высокий уровень функциональности этих дорожек.
Использованы изображения: карты гугл.
Значит на этой улице была не большая скорость движения. Обычно при увеличении скорости водители стремятся отодвинуться подальше друг от друга
Конечно, скорость небольшая. Это городская улица — очень близкая по своему исполнению к европейским. Светофоры и пешеходники очень часто расположены. А в условии затора — скорость вообще близится к нулю. Поэтому водители ищут любую возможность быстрее проехать. В том числе и уплотняются по ширине улицы.
Думаю вы слышали про некие эксперименты с улицами без разметок. Эксперименты были столь удачными, что в Англии даже раздавались голоса вообще снять разметку со всех дорог. Это конечно перебор. Но в определенных местах это явно лучше