Содержание
Когда экономить нельзя
Пересечения на застроенной территории
Когда экономить нельзя
При пересечении дорог высоких категорий с большими интенсивностями движения необходимо устраивать транспортные развязки с непрерывным движением на обеих дорогах. Однако при этом необходимо выделять наиболее мощные сворачивающие потоки и подбирать для них наиболее комфортные условия движения с помощью правильного расположения съездов. На рисунке ниже указаны некоторые варианты модификации полного клеверного листа (источник — германские нормы проектирования Richtlinien für die Anlage von Autobahnen, Ausgabe 2008).
Как видно из рисунка, без выраженных поворачивающих интенсивностей вполне подходит стандартный клеверный лист. А при появлении хоть одного сильного поворачивающего потока, геометрия соответствующего съезда изменяется, приводя к дополнительным расходам на строительство но, при этом, серьезно увеличивая пропускную способность направления и комфорт для водителей.
Для сокращения строительных затрат на начальном этапе в Германии проектом часто предусматривается реконструкция транспортной развязки в будущем, а строится более экономичный вариант.
Пересечения на застроенной территории
На застроенной территории существенно возрастает стоимость земли для размещения пересечений. Поэтому необходимо рассматривать наиболее компактные варианты пересечений транспортных коридоров в пределах города.
На рисунке изображена ромбовидная развязка с двумя перекрестками — модификация неполного клеверного листа с четырьмя однопутными съездами, выполненная для сжатых городских условий. К плюсам данной развязки можно отнести удобство проезда транспортных средств, малую потребность в площади по сравнению с неполным клевером, мощность развязки при использовании светофорного регулирования, возможность разворота для технологических транспортных средств. Минусами является часто необходимое управление движением светофорами на второстепенной дороге, относительно широкий путепровод, возможности ошибки водителя при выборе направления движения.
Теперь рассмотрим развязку с одним перекрёстком. Плюсами такого вида являются удобство проезда транспортных средств, большие пропускаемые интенсивности по сравнению с предыдущим вариантом и меньшая потребность в площади, меньшая протяжённость развязки на основной дороге (расстояние от начала первого до конца последнего съезда). К минусам можно отнести управление движением исключительно светофорами на второстепенной дороге, огромный путепровод при широком поперечном профиле основной дороги, отсутствие возможности разворота.
Подобные пересечения устраиваются, как правило, с основной дорогой в выемке и со съездами в подпорных стенках. Возможны и комбинированные пересечения, для применения которых необходимо взвесить все плюсы и минусы. На следующем рисунке изображен случай с плотной застройкой с одной из сторон транспортной развязки.
Для пересечений высокоскоростных магистралей в пределах города нередко требуется индивидуальный подход, как к выбору места подобного пересечения, так и к принятию принципиальной схемы транспортной развязки. Но основной принцип выбора схемы – выделение приоритетных потоков и предоставление им максимального комфорта для движения.
Отдельным и очень важным вопросом является предусмотрение мест установки указателей направлений уже на стадии выбора принципиальной схемы. Удобное размещение указателей влияет на размеры съездов. А, следовательно, на размер пересечения и количество полос на транспортной развязке.
Водитель должен меньше сомневаться, быстрее ехать, вовремя занимать нужную полосу и не допускать ошибок, заезжая не на тот съезд. Всему этому способствует планирование расположения указателей при выборе схемы пересечения. Иначе это приведет к потере функциональности и пропускной способности транспортного пересечения.
Продолжение
Выбор принципиальной схемы транспортной развязки. Часть 1 »
Обзор ситуации
Излишнее развитие транспортной развязки или на чем сэкономить
Правильное расположение съездов неполного клеверного листа
Выбор принципиальной схемы транспортной развязки. Часть 3 »
Безопасность дорожного движения на транспортных развязках и комфорт для водителя
Регулирование поведения водителя на дороге
Соответствие геометрических элементов ожиданиям водителя
Конфликтные точки