Пример дизайна улицы в Германии

Признаки для назначения типов городских улиц Германии

Ключевые слова: , , , .

Ввиду скорого ожидаемого выпуска обновления норм проектирования городских улиц и дорог в РФ в «блогосфере» появляются различные замечания и предложения к проекту данного норматива. В частности, к классификации улиц. Я предлагаю обратить внимание в данном вопросе на опыт зарубежных стран. Очевидно, что в некоторых странах вопрос классификации улиц находится в постоянной проработке.

В данной статье в качестве примера рассмотрим признаки для назначения типов (или лучше «типичных случаев формирования») городских улиц (и дорог) на примере Германии. Материал подготовлен на основе требований к проектированию улиц в городе, изложенных в нормативном документе RASt 06 (Richtlinien für die Anlage von Stadtstraßen, последняя на данный момент версия — издание 2006 года). В указанном нормативном документе гораздо глубже рассмотрены критерии для выбора типа и категории улицы, чем в действующем на территории РФ СП 42.13330-2011 (раздел 11).

Для выбора типов улиц (и дорог) в городе используются 2 вида признаков:

  1. Транспортные признаки и
  2. Градостроительные признаки.
Признаки, влияющие на типовой случай дизайна/проекта улицы
Признаки, влияющие на типовой случай дизайна/проекта улицы

Наиболее взвешенного подхода требует анализ указанных признаков и оценка их конфликтов на главных городских улицах, формирующих основу каркаса УДС, планировочную структуру города и обеспечивающих связь удаленных районов и регионов. Указанные особенности главных дорог как раз описывают сложность условий их существования. С одной стороны — это главные городские пространства, призванные обеспечить активность большого количества людей и распределение транспортных средств по более мелким улицам, с другой стороны — это транзитные магистрали (часто являющиеся элементом вышестоящей транспортной сети), оцениваемые по критериям время в пути и комфорт поездки.

Таким образом на главных городских улицах имеет место отчетливый конфликт двух видов функций:

  1. Функции, исходящие из необходимости связи районов и регионов с учетом соблюдения требований времени в пути и уровня комфорта.
  2. Функции, исходящие из градостроительных требований с учетом использования прилегающих территорий и, соответственно, возникающих требований к качеству прилегающей территории, требований к времяпрепровождению на прилегающей территории и требований к распределению транспортных средств по прилегающей УДС.

Транспортные признаки

Распределительная функция определяется типом и интенсивностью градостроительного или иного использования участка, к которому обеспечивается доступ. Распределительная функция исходя из этого характеризуется:

  1. Количеством возможных путей для людей (с помощью всех видов транспорта), которые начинаются или заканчиваются на данном участке,
  2. Частотой и длительностью процесса погрузки/выгрузки.

Распределительная функция может различаться в зависимости от видов транспорта и конкурировать со связующей (транзитной) функцией при наличии требований со стороны последней.

Связующая (транзитная) функция — это важнейший транспортный признак главных городских улиц. Эта функция определяется:

  1. Значением связанных районов/регионов,
  2. Расстоянием между данными районами/регионами,
  3. Нагрузкой на транспортную связь.

При оценке связующей функции улицы необходимо раздельно учитывать различные виды транспорта. Например, при высоком значении связующей функции для общественного транспорта, оно может быть низким для велосипедного движения. Связующая функция влияет на приоритет определенных видов транспорта и на уровень обслуживания при проектировании элементов УДС.

Транспортная нагрузка определяется на основе всех видов транспорта. Полученная таким образом интенсивность транспортных потоков и ее распределение по времени может очень сильно различаться на разных улицах. Поэтому транспортная нагрузка является важным классифицирующим признаком. Транспортную нагрузку определяют и меры по успокоению движения, которые могут быть обоснованы использованием прилегающей территории и высоким уровнем обслуживания для распределительной функции.

Градостроительные признаки

Градостроительное значение улицы определяется градостроительной концепцией, структурой использования в различные исторические периоды существования города, назначением и видом формообразующих объектов на прилегающей территории. Эти признаки на многих улицах с течением времени были сильно изменены.

Особо важными для проектирования элементов УДС являются следующие признаки:

  1. Характер территории,
  2. Тип и интенсивность использование прилегающей территории, а также функция времяпрепровождения,
  3. Характеристика уличного пространства (ограничения, ширина улицы, положение в плане).

Учет градостроительных признаков является особенно важным, так как именно они формируют дизайн улицы в целом. Как правило, градостроительные признаки устанавливают особые требования и ограничения к проекту улицы.

Характер территории создает отправную точку для дизайна (проекта) улицы. Прежде всего важно сохранение градостроительной исторической связи. Дизайн улицы зависит от того, была ли данная территория центром — нынешним «старым» городом, историческими жилыми кварталами по соседству с центром города или это современная жилая застройка на границе современного города.

Использование прилегающей территории и функция времяпрепровождения — это тип и интенсивность использования участков, зданий и общественных пространств вдоль улицы. На основе этих признаков формируется связь между противоположными сторонами улицы и между прилегающими зданиями. Это является основой для дизайна уличного пространства при детальном рассмотрении, в каждом конкретном случае — на каждом участке улицы. Причем необходимы знания не только о существующем положении вещей, но и о прогнозируемом использовании территории. Необходимо учитывать и показатели роста или упадка использования прилегающих территорий, такие как, например, изменение численности населения, увеличение числа работающих, прирост магазинов/офисов, реставрация зданий и т.д.

Характеристики уличного пространства — это важная основа для распределения площадей (тротуаров, проезжих частей, газонов и т.д.) в уличном пространстве, а также для определения пространственной концепции (ось проезжей части, площади, наличие малых архитектурных форм, растительности и т.д.) и проработки проекта улицы. Характеристиками уличного пространства являются:

  1. Геометрические ограничения уличного пространства,
  2. Ширина уличного пространства,
  3. Положение уличного пространства.

Ограничение уличного пространства является важнейшим граничным условием и определяет форму уличного пространства. Плотная застройка в отличии от свободных условий оставляет меньше возможностей для обеспечения требований использования прилегающих территорий.

При малой ширине уличного пространства возникает вопрос о перераспределении дефицитных площадей или о перемещении мест требуемого использования прилегающих территорий на соседние участки улицы, а также о способах такого перемещения.

Из положения уличного пространства вытекают дополнительные граничные условия к проекту улицы. Значительные изменения пространства, например, уширения, сужения, наличие пересечений и примыканий требуют особого внимания и приводят, например, к образованию площадей или акцентированию внимания на прохождении оси проезжей части.

Пример типов улиц в городской застройке

На рисунке приведены примеры различных типов городских улиц на плане населенных пунктов.

Типовые случаи расположение улиц
Типовые случаи расположение улиц

Причем стоит отметить, что одна и та же улица на различных ее участках может иметь различные типы.

И разумеется типы соотносятся с категориями улиц. Категории городских улиц в соответствии с RASt 06 представлены в таблице:

Классификация городских улиц в Германии
Классификация городских улиц в Германии

Соответствие типов улиц категориям:

Типичные проектные случаиКатегория улиц
Проезд в жилой застройке

ES V

Улица в жилой застройке

ES V

Коллекторная улица

ES IV

Местная улица

ES IV, HS IV

Деревенская главная улица

ES IV, HS IV

Районная улица на въезде

HS III, HS IV

Районная улица в деловой застройке

ES IV, HS IV

Главная улица в деловой застройке

ES IV, HS IV

Улица в промышленной застройке

ES IV, ES V, (HS IV)

Связующая улица

ES IV, ES V, (HS IV)

Улица вне застройки

VS II, VS III

В следующей части познакомимся с типовыми поперечными профилями для некоторых типовых случаев.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Сообщить о
avatar
wpDiscuz