Скорость автомобиля и безопасность. Часть 1

Скорость автомобиля и безопасность. Часть 1

Эта первая статья из небольшой серии посвященной положительному и отрицательному влиянию скорости на нашу жизнь. Все статьи для сжатия материала будут представлены в виде тезисов.

В последующих статьях речь пойдет об окружающей среде, о воздействии на общество в долговременной перспективе, а также о преимуществах, которые предоставляет высокая скорость. Также будут приведены примеры ограничения и принципы назначения скоростных режимов в городах развитых стран.

Но сначала о самом наболевшем – о безопасности. Как известно в России в год гибнет в ДТП 1 человек из 6 000. Разберемся, как скорость влияет на количество ДТП и вероятность смертельного исхода. Основной упор будет сделан на взаимодействие пешехода и автомобиля, как наиболее сильно конкурирующих объектов дорожного движения.

Содержание

Скорость и вероятность ДТП
Скорость и частота ДТП
Влияние неоднородности скорости на ДТП
Влияние скорости на тяжесть ДТП
Влияние скорости на область обзора
Выводы

Социальная реклама

Скорость и вероятность ДТП

Рассмотрим остановочный путь автомобиля. Длину остановочного пути можно рассчитать, зная время реакции водителя и длину тормозного пути автомобиля после нажатия на тормоз.

Среднее время реакции составляет 1 секунду. При увеличении скорости движения увеличивается и пройденное за 1 секунду расстояние. Расстояние, пройденное с момента нажатия педали до полной остановки, пропорционально квадрату скорости. При увеличении скорости с 50 км/ч до 80 км/ч тормозной путь увеличивается в 2 раза. Соответственно избежать столкновения намного тяжелее.

Необходимо также учитывать, что на сыром асфальте тормозной путь увеличивается на 25%. То есть тормозной путь автомобиля с 60 км/ч на сыром асфальте будет равен тормозному пути на 70 км/ч на сухом асфальте.

Тормозной путь в зависимости от скорости движения

При скорости автомобиля 80 км/ч время реакции в пересчете на дистанцию займет 22 метра. Дополнительно на сухом асфальте водителю потребуется минимум 36 метров для полной остановки.

Если ребенок выбежит на дорогу перед водителем на расстоянии 36 метров, то почти наверняка он умрет при начальной скорости автомобиля 70 км/ч, получит увечья при скорости автомобиля 60 км/ч, а при скорости автомобиля 50 км/ч водитель избежит столкновения.

Но если ребенок выбежит на дорогу за 15 метров перед автомобилем, он, скорее всего, получит смертельные травмы, даже если автомобиль двигается со скоростью 50 км/ч.

Рассчитать длину остановочного пути и время торможения, при различных условиях (начальная скорость, время реакции, тип покрытия) можно с помощью калькулятора. На английском языке можно найти упрощенный вариант.
При нормальных условиях приблизительную длину остановочного пути можно рассчитать по формуле (Скорость [км/ч] разделить на 10 и возвести в квадрат)

Скорость и частота ДТП

Проектные и функциональные характеристики дорог сильно влияют на зависимость между скоростью и частотой аварий. Влияет, например, наличие и вид пересечений, присутствие пешеходов и велосипедистов.

В более сложных ситуациях риски аварий и влияния скорости больше.

Скоростные магистрали, например, это простые случаи с меньшими рисками аварий. Городские улицы, наоборот, более комплексные с более высокими рисками ДТП.

Основными жертвами ДТП в городских условиях являются пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты. Основные факторы, способствующие этому – разница в скорости и в весе.

В южной Австралии проводили сравнение между рисками из-за превышения скорости с рисками из-за содержания алкоголя в крови. Было принято, что при 60 км/ч и 0 промилле относительные риски равны единице.

Относительные риски возникновения ДТП в зависимости от скорости и содержания алкоголя в крови

С 70 км/ч относительные риски начинают резко расти. Это превышение всего на 10 км/ч и соответствует 0.8 промилле алкоголя в крови при 60 км/ч.

Влияние неоднородности скорости на ДТП

Неоднородность скорости в транспортном потоке приводит к увеличению количества обгонов и, как следствие, более высокому уровню рисков. Высокий разброс скоростей тесно связан с авариями со смертельным исходом на всех дорогах — городских и загородных.

Чаще всего снижение скорости приводит к снижению неоднородности скоростей в потоке.

Частота аварий в зависимости от отличия скорости отдельного автомобиля от средней скорости потока

Частота аварий вырастает на 10-15% при превышении средней скорости на 1 км/ч. При превышении средней скорости потока на 10 и более км/ч количество аварий начинает резко расти для городских дорог. Для загородных дорог рост количества аварий не настолько критичен.
Из графика также видно, что уменьшение скорости отдельного автомобиля относительно средней скорости потока не приводит к увеличению числа аварий.

Влияние скорости на тяжесть ДТП

Даже если превышение скорости не является основной причиной аварии, от скорости в момент столкновения сильно зависит тяжесть последствий ДТП. Приблизительная зависимость количества тяжелых аварий и аварий со смертельным исходом от изменения скорости движения представлена на графике.

Изменение количества ДТП в зависимости от изменения скорости

Повышение скорости на 10% приводит к увеличению количества всех аварий на 21%, к увеличению количества тяжелых аварий или аварий со смертельным исходом на 33%, к увеличению количества аварий со смертельным исходом на 46%. Снижение скорости на 10% — к уменьшению этих видов аварий на, соответственно, 19%, 27% и 34%.

Ситуация сильно зависит от типа дороги и допустимой скорости на этих дорогах. На графике ниже представлен прирост ДТП при изменении скорости движения на 1 км/ч для различных скоростей движения.

Изменение в количестве ДТП для отдельной скорости при изменении скорости на 1 км/ч

Наиболее серьезное влияние на тяжесть аварии при изменении скорости, как видно из таблицы, приходится на дороги с низкими допустимыми скоростями. Это городские дороги.

Тяжесть последствий сильно зависит от участников дорожного движения. Пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты имеют большой риск получения серьезных травм, так как они не защищены. У них нет металлического каркаса, ремней и подушек безопасности.

Вероятность гибели пешехода в ДТП увеличивается с ростом скорости столкновения. Расследования показали, что при столкновении с пешеходом на скорости 30 км/ч 90% пешеходов выживают, в то время как столкновения на скорости 50 км/ч приводят к гибели 80% пешеходов.

Вероятность смерти пешехода в зависимости от скорости автомобиля

Водитель и пассажиры автомобиля при этом практически не страдают.

Влияние скорости на область обзора

При увеличении скорости движения область обзора водителя существенно уменьшается. Это физиологическая особенность организма человека. Таким образом, высокая скорость в городских условиях не дает водителю возможность правильно спрогнозировать ситуацию, потому что он не видит окружающую обстановку.

На скорости 40 км/ч угол обзора водителя составляет 100 градусов. Это позволяет видеть препятствия на дороге, а также оценивать ситуацию справа и слева от дороги. На скорости 130 км/ч угол обзора составляет 30 градусов и менее, что значительно снижает возможность оценки водителем потенциальной опасности.

Обзор водителя при увеличении скорости движения

Выводы

Высокая скорость является причиной трети всех ДТП. Кроме того, высокая скорость отягчает последствия ДТП, произошедших по другим причинам.

Влияние скорости на несчастные случаи особо серьезно в городах, где имеет место взаимодействие нескольких групп участников дорожного движения: автомобили, пешеходы, велосипедисты.

Существует порог скорости автомобиля, выше которого организм пешехода физически не может выжить. При столкновении на скорости 45 км/ч выживает только 50 % пешеходов.

Для снижения травматизма на дорогах необходимо принять меры для соблюдения обоснованного скоростного режима, а также свести к минимуму разброс скорости в потоке.

About Сергей Давыдов

Владелец сайта "ТрансСпот". Проектирую автомобильные дороги и развязки. Планирую и моделирую транспортные потоки. Участвую в научно-исследовательских работах (концепции развития городов, транспортный раздел). Читаю лекции по проектированию транспортных развязок (ЦНТИ Прогресс). Эксперт движения "Красивый Петербург". Консультант Института дизайна и урбанистики ИТМО. Интересуюсь всем транспортно-дорожным, в особенности безопасностью дорожного движения.

15 комментариев

  1. Андрей says:

    Сразу видно, что вы Сергей ничего не знаете об устройстве машины, спидометр автомобиля всегда и на всех без исключениях машинах показывает скорость на 7-10км/ч больше чем есть на самом деле, и показания спидометра берутся не с колес, а с коробки передач. Поэтому если резина не новая, или давление в покрышке не соответствует норме, или применены шины не по нормативу к данному ТС, во всех этих случаях, скорость спидометра отличается от реальной, чаще всего в большую сторону. Соответственно если на спидометре 80км/ч — 10км/ч погрешность самого спидометра — 3-5км/м погрешность связанная с дорожными условиями и резиной, то получается 65-68 км/ч. Кроме того радары имеют законную погрешность в 7 км/ч, и это сделано, как раз из-за пресловутой ошибки спидометра. Так что прежде чем поднимать здесь и в других местах муть, почитайте мат часть, как устроен датчик скорости на эффекте Холла, на тросике, и как устроен спидометр, на шаговом двигателе…

    • 1. Я негде не говорил, на основе чего определялась скорость движения.
      2. У вас много неточностей. Например, современные радары имеют погрешность +/-1 км/ч. А современные спидометры могут иметь погрешность 5-7%. Причем спидометры могут ошибаться как в большую, так и в меньшую сторону. В Германии погрешность спидометра принимается 3 км/ч при скорости не более 100 км/ч и 3% при скорости более 100 км/ч. И полицию ваши выкладки про 15 км/ч будут мало волновать — штрафуют за превышение на 3 км/ч по показателям на радаре.

      Чтобы вам проще было воспринимать информацию из статьи считайте, что скорость в статье была определена на основе спутникового позиционирования.

    • Александр says:

      Андрей. 1. Советую Вам разобраться с матчастью более-менее современных автомобилей, и устройством их систем измерения скорости. 2. Колебания давления в шине как высота протектора на радиус качения колеса, а следовательно и на измерение скорости, влияют очень незначительно. 3. Став счастливым обладателем любого спутникового автомобильного навигатора вы получите возможность сравнить погрешность своего спидометра с данными из системы позиционирования и не будете писать о его огромных погрешностях.

  2. Алексей says:

    >>Вероятность гибели пешехода в ДТП увеличивается с ростом скорости столкновения. Расследования показали, что при столкновении с пешеходом на скорости 30 км/ч 90% пешеходов выживают, в то время как столкновения на скорости 50 км/ч приводят к гибели 80% пешеходов.

    тут точно километры в час, а не мили в час?

  3. Алексей says:

    Общая логика всех подобных стенаний сводится к тому, что раз самолёты падают и разбиваются со смертельным исходом для всех пассажиров, то их нужно запретить! Тогда-де и жертв не будет, и экология сразу улучшится. А то слишком быстро летают!
    Вот и у Вас вся панацея — снижение скорости до гужевого транспорта. Тогда-де и жертв на дорогах не будет и ДТП станут редкостью.
    Поезда тоже сбивают немало пешеходов, их скорость, следуя Вашей логике, тоже нужно ограничить сорока километрами, или даже тридцатью — ведь тогда больше людей в живых останется.
    Надеюсь, что идиотизм этого даже Вам очевиден.
    Я нередко езжу по горьковской трассе — это единственная дорога на восток, поэтому она перегружена. Как и большинство наших дорог она во множестве идет через населёнку, причём населённые пункты нередко тянутся вдоль дороги на многие километры. Вы представляете, что будет если там ввести ограничение 40 км, за которое Вы ратуете?
    А Вам не кажется, что гораздо эфективнее понастроить подземных переходов и поставить ограждение, например шумовые экраны, не позволяющие перебегать дорогу, где попало? — вот за что надо ратовать!
    Вы бы провели опрос водителей: кто захочет таскаться по дорогам на скорости 40 км за ради безопасности? — думаю, что результат очевиден.
    И незачем всё на Запад умиляться — всю их Францию или Германию можно пересечь за день и при этом не вымотаться до крайности. А Вы попробуйте за день доехать из Москвы до Нижнего, тем более до Казани, — мало не покажется!
    Да и в крупных городах можно немало сделать, чтобы и скорость была приличной и пешеходы не страдали. Особенно, если с умом.
    А то вот у нас на пересечении Мичуринского с Аминьевским построили (наконец!) эстакаду — казалось бы хорошо! Но прямо у въезда на эту эстакаду устроили наземный переход. Не будет ничего удивительного если на нём кого-нибудь собьют. А потом обязательно найдутся такие …, которые станут ратовать за ограничение скорости ради безопасности. И незачем было эстакаду строить: надо было просто понаставить везде 40 км — и все дела!

  4. 1. Про запретить автомобили нигде не написано
    2. Авиатранспорт и жд — наиболее безопасные виды транспорта. Автомобильный — самый опасный. При сравнении затрат с эффектом наиболее логичным представляется увеличивать безопасность движения на автомобильном транспорте. Дополнительно — самолет и поезд обеспечивают массовые перевозки, в отличие от индивидуального автомобиля со средним наполнением пусть даже 1,4 человека на машину. То есть сравнение не корректно.
    3. Эта статья про улицы в городе. Разумеется на загородных дорогах высокие скорости болеет обоснованы. И ее можно допустить исходя из отсутствии пешеходов. http://transspot.ru/2012/09/23/xoroshaya-doroga/#Функция дороги
    4. Загородные дороги проходящие через город — это проблема государства, а не автомобилистов или пешеходов. Тем более странно видеть попытки автомобилистов перекинуть эту проблему на здоровье и безопасность пешеходов. Требуйте строительства обхода города с высокими допустимыми скоростями, а не разрушения города ради транзитных потребностей.
    5. Высокая скорость в городе негативно влияет на безопасность, здоровье, комфорт горожан, а также на экологию и развитие города. Одна смерть в ДТП — это минимум 2 млн.евро. Это убойный аргумент, если не для водителя (которому часто все равно), то для экономики страны. И да, в федеральном законе о безопасности дорожного движения написано, что безопасность человека важнее любых экономических выгод. Тем более не существенна неявная выгода отдельного автолюбителя, который в теории может воспользоваться общественным транспортом. Так что — пункт 4.

  5. Евгений says:

    Я не против таскаться на 40 км/ч ради безопасности.
    Если Вы собьете пешехода(а при скорости 60 км/ч это НЕИЗБЕЖНО, если расстояние до него менее 40 м, причем при 35 м и менее будут тяжелые последствия), то «задержаться» придется гораздо дольше, чем на час-полтора. Даже если Вы не виноваты разбирательства будут долгими, не говоря о тяжести на душе.

    Опытные водители снижают скорость при помехах для просмотра обочины «просто так», даже если нет ограничений.

    PS: Спасибо Сергею за хорошую подборку материала!

  6. Очень правильная статья! Спасибо, Сергей. Я сейчас ратую за ужесточение штрафов при нарушении скоростного режима в населённых пунктах и создал петицию в Правительство с просьбой об этом. Текст петиции находится здесь: https://goo.gl/9GLILE
    Призываю всех, кто понимает, насколько это важно, поддержать петицию своими подписями.

  7. Кстати, много полезной информации для петиции почерпнул из Вашей статьи. Спасибо!

  8. Простите, нов своей петиции не могу разместить ссылку на Вашу статью и страничку, т.к. это, всё-таки, официальное обращение в Правительство. Но копирайт полностью признаю. ))

  9. Доброго дня, Сергей!
    Вопрос такой, а можно ли на все данные тут картинки получить источники? Нужны сами исследования. Т.е. если это показывать должностному лицу, ему нужно знать, кто это делал. Какой-то Сергей в интернете для них не авторитет. В частности нужны исследования про влияние скорости и смертности, скорости и риска ДТП. Буду премного благодарен. Спасибо!

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*