Светофор: функции, виды, регулирование

Не нашли то, что искали? Тогда мощные технологии поиска по сайту Вам помогут.
Ключевые слова: , .
Методичка по расчету простого перекрестка доступна по этой ссылке Калькулятор для расчета цикла светофорного регулирования на простом перекрестке доступен по этой ссылке

Содержание

  1. Функции светофора
  2. Виды светофоров
  3. Виды светофорного регулирования
  4. Ссылки на литературу

Статья написана в виде набора тезисов. Все материалы по светофорному регулированию доступны по ключевому слову Светофор.

Наиболее очевидные ошибки при проектировании светофорных объектов описаны в статье Четыре светофора. Детальная настройка светофора на реальном примере — см. статью Оптимизация светофорного регулирования. Время терпеливого ожидания пешехода — очень важный фактор для безопасности дорожного движения на регулируемом пересечении. Для оценки качества программы светофорного регулирования используется Уровень обслуживания перекрестка со светофорным регулированием. Ну и в завершение про Диагональные пешеходные переходы.

Светофор с предупреждением о движении пешеходов в Минске

Функции светофора

Светофоры — это мощное средство организации дорожного движения предназначенное для решения двух основных задач:

  1. увеличения уровня безопасности дорожного движения  и
  2. улучшения качества движения, а также
  3. улучшения экологической ситуации.

Светофоры регулируют движение транспорта на нескольких уровнях: в транспортной сети в целом, на перегонах (участках между пересечениями) и на пересечениях. Таким образом светофорное регулирование является важным инструментом реализации транспортной концепции, которая включает в себя мероприятия для ускорения движения общественного транспорта, мероприятия для безопасного пешеходного и велосипедного движения и мероприятия для использования транспортными потоками определенных маршрутов.

Светофор для безопасности

Для обеспечения безопасности дорожного движения светофор имеет смысл устанавливать в том случае, когда ожидаемы (или уже происходят) дорожно-транспортные происшествия (ДТП), которых можно избежать при устройстве светофорного регулирования, а также когда другие мероприятия (например, ограничение скорости движения, запрет обгона, нерегулируемые пешеходные переходы ) не имеют успеха.
В частности, светофорное регулирование помогает уменьшить количество ДТП в следующих случаях:

  • Концентрация ДТП из-за несоблюдения правил приоритета проезда пересечения
    • из-за слишком большой интенсивности или слишком высокой скорости движения по главной дороге,
    • вследствие условий ограниченной видимости на пересечении или невозможности определения водителем правил приоритета на пересечении,
    • в результате не достаточной пропускной способности пересечения,

Светофор для качества движения

Качество движения в целой транспортной сети, а также на перегонах и на пересечениях может быть серьезно улучшено с помощью светофорного регулирования.

Также светофоры используются для управления въездом (заградительные светофоры) для того чтобы:

Качество движения общественного транспорта и не моторизированных участников дорожного движения (велосипеды и пешеходы) также существенно улучшается при соответствующей настройке светофорного объекта на пересечениях.

На автомобильных дорогах высших категорий с высокой нагрузкой (интенсивностью движения) светофорное регулирование применяется для ограничения въезда на эти дороги и улучшения условий выезда с этих дорог.

При сильно изменяющихся интенсивностях движения по направлениям на одной дороге (например, утром в центр города, вечером из центра города) может быть устроено светофорное регулирование на отдельных полосах для изменения направления полос движения (устройство полос с реверсивным движением).

Во многих случаях устройство светофорного регулирования позволяет уменьшить площадь объектов транспортной инфраструктуры (например, замена кольцевого пересечения на перекресток с уменьшением площади и увеличением пропускной способности).

Светофор для экологии

Все мероприятия (например, дополнительные промежуточные светофоры, «зеленая волна » или адаптивное светофорное регулирование):

  • поддерживающие однородную скорость потока в пределах максимально допустимой скорости движения,
  • уменьшающие количество остановок,
  • обеспечивающие равномерное движение через несколько пересечений

уменьшают расход топлива, выделение выхлопных газов и уровень транспортного шума. Это особенно важно для участков улиц с интенсивным использованием прилегающих территорий (торговые, общественные зоны и т.д.) или сильными пешеходными или велосипедными потоками.

Виды светофоров

Светофоры бывают двух типов:

  1. транспортные и
  2. пешеходные

Транспортные светофоры различаются видом и назначением. Ниже приведены наиболее распространенные (см. описание ниже).

 Перечень транспортных светофоров

Т.1 и модификации со стрелками — стандартные светофоры для транспортных средств. Т.1 применяется также для пропуска пешеходов при отсутствии пешеходных светофоров.

Т.2 — применяют для регулирования движения в определенных направлениях в случаях, когда движущийся по их разрешающему сигналу транспортный поток не имеет пересечений (слияний) в пределах перекрестка с транспортными потоками других направлений движения, а также пересечений с пешеходными потоками (бесконфликтное регулирование). Ни разу не был замечен мной в РФ.

Т.3 и модификации — уменьшенные светофоры Т.1. Являются повторителями Т.1 при затрудненном восприятии основного светофора.

Т.4 — устанавливаются для указания разрешенного направления движения для каждой полосы при устройстве реверсивного движения. Кроме того эти светофоры устанавливаются на въезде в туннели.

Т.5 — специальные светофоры для общественного транспорта, движущегося по выделенной полосе.

Т.6 и Т.10 — устанавливаются на железнодорожных переездах.

Т.7 — обозначает нерегулируемый перекресток или пешеходный переход.

Т.8 — применяется при временном сужении проезжей части (чаще всего при ремонте) для организации реверсивного движения по одной полосе.

Т.9 — Применяют для регулирования движения велосипедистов в местах пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью дороги или регулируемым пешеходным переходом. Ни разу не был замечен мной в РФ.

Пешеходные светофоры предназначены исключительно для пропуска пешеходов.

Пешеходный светофор П.1

Виды светофорного регулирования

Светофорное регулирование бывает:

  1. Постоянное регулирование
    1. Режим светофорного регулирования не меняется
    2. Режим светофорного регулирования меняется в течении суток и/или в зависимости от дня недели
  1. Адаптивное регулирование
    1. Частично зависящее от транспортного потока (изменяется или продолжительность фазы или последовательность фаз или количество фаз)
    2. Полностью зависящее от транспортного потока (изменяется и продолжительность фазы и последовательность фаз и количество фаз)

Отдельно стоит вынести режим сетевой координации светофоров типа «зеленая волна». Реализация «зеленой волны» возможно только при режиме постоянного светофорного регулирования и режиме адаптивного светофорного регулирования с изменяющейся продолжительностью фаз («pulsating green waves»).

Ссылки на литературу:

  1. RiLSA 2010
  2. ГОСТ 52289-2004
  3. ОДМ 218.6.003-2011

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ключевые слова: , .

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Сообщить о
avatar
wpDiscuz