Зеленый сигнал для пешехода Ампельманн

Инфраструктура для пешеходов. Принципы проектирования

Не нашли то, что искали? Тогда мощные технологии поиска по сайту Вам помогут.
Ключевые слова: , , , , , .

Это статья-иллюстрация. В статье будут приведены фотографии из Германии 1990-х годов, чтобы понимать, что в Германии тоже не всегда было хорошо с этим. Также параллельно будут представлены фотографии из РФ 2014 года.

Содержание:

  1. Основные принципы проектирования инфраструктуры для пешеходов
  2. Сравнение в картинках Германия 1990-х и РФ в 2014

Основные принципы проектирования инфраструктуры для пешеходов

При написании использовались принципы из немецких рекомендаций для проектирования инфраструктуры для пешеходов EFA 2002.

Уличная инфраструктура должна в обязательном порядке соответствовать потребностям пешеходам. Для этого необходим отличный от нынешнего подход. В настоящий момент в России возможно реализовывать инфраструктуру для пешеходов только по остаточному принципу – после соблюдения требований автомобильного движения.

Необходим учет существующего состояния науки и техники, в частности влияющего на ширину пешеходных путей (тротуаров, пешеходных улиц), а также на устройство пешеходных переходов и настройки средств сигнализации. Пешеходное пространство должно зависеть в первую очередь от типа использования прилегающей территории, а не от типа улицы и интенсивностей транспортных потоков.

При анализе вариантов следует использовать не только количественную (например, сколько пешеходов пропустит тротуар в час), но и качественную оценку (например, насколько пешеходам будет комфортно на данном тротуаре). В том числе особое внимание следует уделять доступности пешеходной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями (инвалидов, пенсионеров, детей, беременных, женщин с маленькими детьми).

Кроме того при организации пешеходных путей и пространств необходимо учитывать их накапливающую функцию (места ожидания общественного транспорта, уличные кафе и т.д.).

Каждая улица индивидуальна. Невозможно применить один общий рецепт улучшения пространства для всех улиц.

Зеленый сигнал для пешехода Ампельманн

На правильный внешний вид улиц влияет множество факторов:

  1. Использование прилегающей территории: образование, работа, покупки, отдых
  2. Возрастные и личностные свойства пешехода: сила, пешеходы с ограниченными возможностями, опыт человека
  3. Переносимые предметы: сумки, коляски, зонты
  4. Желание пешеходов уединиться или, наоборот, находиться в группе людей
  5. Плотность пешеходного потока и скорость движения пешеходов
  6. Интенсивность автомобильного, велосипедного движения
  7. Погода, время дня, освещение

Основные требования к инфраструктуре для пешеходов:

  1. Предложение высокого уровня безопасности (не только безопасности дорожного движения)
  2. Снижение субъективных страхов перед угрозой
  3. Обеспечение прямолинейной связи между началом и концом пешеходного маршрута
  4. Обеспечение легкого перемещения с достаточной свободой движения
  5. Уменьшение количества помех, вызываемых другими транспортными средствами
  6. Обеспечение хорошего обзора, понимания и ориентации на местности (навигация)
  7. Обеспечение приемлемости движения пешком за счет соответствующей организации движения
  8. Предложение максимальной защиты от непогоды

Сравнение инфраструктуры с точки зрения пешеходов в Германии 1990-х и в РФ в 2014 году

Высокий уровень безопасности для пешеходов

Важно как можно сильнее снизить разделяющее действие проезжей части. Большинство ДТП происходит при попытке пешеходов преодолеть проезжую часть в неположенном месте.

Германия, 1993 год:

Переход в неположенном месте в Германии в 90-е годы

То же самое в Москве в 2014 году:

Переход в неположенном месте в России в 2014

Высокий уровень безопасности также важен для пешехода и в публичных местах. Они не должны вызывать страха. В частности это касается подземных пешеходных переходов.

Германия:

Подземный переход в Германии в 90-е годы

Санкт-Петербург:

Подземный переход в России в 2014

Прямая связь без обходов

Пешеходы (в том числе и водители, вышедшие из автомобиля) очень чувствительны к обходу препятствий. Даже небольшой обход не принимается, это приводит к рискованной попытке преодолеть проезжую часть.

Германия:

Переход через забор в Германии в 90-е

Санкт-Петербург:

Переход вдоль ограждения по проезжей части в России в 2014

Причем пешеходные ограждения не дают пешеходу покинуть проезжую часть, даже если он вышел на нее случайно. Кроме того, те же пешеходные ограждения не дают выйти с проезжей части водителям и пассажирам припарковавшегося автомобиля.

То же самое касается и планирования целых районов, неудобных для пешеходного движения. Подобная транспортная инфраструктура сильно снижает привлекательность пешеходного сообщения и стимулирует использование автомобиля.

Недружелюбная к пешеходу планировка в Германии

Измеряемое пространство

Необходимо учитывать, что часто люди идут рядом друг с другом, а также носят с собой сумки и используют зонты. Люди с детскими колясками, а также на инвалидных колясках в любом случае должны иметь достаточно места. Следует также учитывать, что дети на велосипедах тоже должны пользоваться тротуаром. Наряду с транспортной функцией тротуаров необходимо учитывать, что на некоторых участках тротуар несет функцию для ожидания (остановка) или просто пребывания (столики кафе) пешеходов.

Германия:

Узкий тротуар в Германии в 90-е

Санкт-Петербург (и это не трамвайная остановка, просто пешеходы не помещаются на тротуаре):

Узкий тротуар в России в 2014

Легкое перемещение с достаточной свободой движения

Препятствия на тротуарах должны быть устранены. Сюда можно отнести и припаркованные автомобили, и мусорные баки, и установленные велопарковки, и рекламные тумбы, и дорожные знаки, и спонтанные лавки с разного рода товарами, а также другие различного рода препятствия.

Германия:

Препятствия для движения в Германии в 90-е

Санкт-Петербург:

Препятствия для движения в России в 2014

Время ожидания зеленого сигнала светофора должно быть сокращено до минимума. Пешеходные переходы должны быть освобождены от припаркованных автомобилей.

Масштабируемая и приемлемая геометрия

Для восприятия ходьбы в качестве способа перемещения, геометрия должна быть соответствующего масштаба, иметь соответствующее оснащение и отличаться от загородной местности.

Германия:

Не соответствующий пешеходу масштаб улиц в Германии в 90-е

Санкт-Петербург:

Не соответствующий пешеходу масштаб улиц в России в 2014

Помехи от других участников движения

При совместном использовании тротуара пешеходами и велосипедистами снижается средняя скорость движения велосипедов и возрастает дискомфорт пешеходов.

Помехи от других видов транспорта в Германии в 90-е

Ниже представлены требования из германских нормативов для ширины тротуара при совместном использовании пешеходами и велосипедистами.

Используемая ширина тротуара

Сумма велосипедистов и пешеходов в час пик (не более)

Из них пешеходов в час пик

Более 2,5 м

70

Не менее 40

Более 3 м

100

Не менее 60

Более 4 м

150

Не менее 100

Ориентирование

Установка указателей, безусловно, весьма важный элемент маршрутного ориентирования для пешеходов.

Германия:

Навигация для пешеходов в Германии в 90-е

Санкт-Петербург:

Навигация для пешеходов в Германии в 2014

Для ориентирования и привлечения пешеходов также важны путеводители для пешеходного движения. В особенности это касается исторических центров городов.

Возможность использования территорий пешеходами

Требования ограниченных в движении групп пешеходов (инвалидов, пенсионеров, детей, беременных женщин и матерей с детьми) должны быть составляющей частью любого проекта.

Не подходит для маломобильных групп населения

В случае, если требования не учитываются, то это может повлиять на безопасность дорожного движения. Например:

  1. Переход перекрестка на красный сигнал светофора в случае, когда время ожидания зеленого слишком велико
  2. Переход проезжей части в неположенном, опасном месте из-за того, что оборудованное место перехода расположено в стороне от пути движения, либо при переходе приходится использовать лестницу.

Максимальная защита от непогоды

В первую очередь это касается остановок общественного транспорта. Они должны защищать от дождя и ветра.

Санкт-Петербург (остановка из сетки, которая не защищает от ветра):

Анитивандальная остановка не защитит от непогоды

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ключевые слова: , , , , , .

Отправить ответ

2 Комментарий на "Инфраструктура для пешеходов. Принципы проектирования"

Сообщить о
avatar
Сортировать:   Новые | Старые | Популярные
Участник

Сергей, а у Вас есть EFA ну русском языке?

Участник

К сожалению нет. И насколько мне известно, переводом никто не занимался.

wpDiscuz