Улыбающийся световор

Четыре светофора

Не нашли то, что искали? Тогда мощные технологии поиска по сайту Вам помогут.
Ключевые слова: , , , , .

Решил описать 3 типичных для Санкт-Петербурга случая работы светофоров. Четвертый случай, который будет описан в самом конце сильно отличается от предыдущих. У меня до сих пор в голове не укладывается, как человек ответственный за этот последний светофор мог пойти против распространенной практики. Но обо всем по порядку.

Дополнительную информацию о светофорах вы узнаете из статей по соответствующему тегу Светофор. Специалистам рекомендую статью Оптимизация светофорного регулирования.

Содержание

Случай первый: Игнорирование
Случай второй: Заставим пешехода побегать
Случай третий: С регулировщиком
Случай четвертый: Необыкновенный

Случай первый

Чтобы каждый раз не повторяться – скажу сразу, что первые три случая очень сильно распространены в более или менее сильной форме.

Пересечение Среднего и 12 Линии В.О.

Светофор установлен на Васильевском острове, на пересечении Среднего пр. и 12 Линии. На Яндекс картах его еще нет. Он относительно свежий – максимум 4 года как поставили. Нашел на картах Гугл. Для автомобилистов 2 фазы – все предельно ясно – одна (фаза 1 — длина 30 сек) для проезда по 12 Линии, вторая (фаза 2а и 2б — длина 80 сек) для проезда по Среднему пр. Для пешеходов же получается 3 фазы. Фаза 1 для перехода Среднего проспекта (длина 30 сек). Вторая (фаза 2а — длина 20 сек) разрешает пешеходам пересекать 12 Линию. Третья фаза (фаза 2б — длина 60 сек) запрещает двигаться пешеходам в любом направлении.

Цикл светофора на пересечении Среднего пр. и 12 Линии В.О.

Все можно было бы понять, если бы такая организация дорожного движения была обоснована высокими интенсивностями движения. Но по факту получается, что 12 Линия односторонняя. И во время фазы 2б в южной части перекрестка должны стоять и машины, и пешеходы. Смысл этого обоюдного стояния скрыт от всех пользователей. Вероятно это банальная лень проектировщика и недосмотр ГИБДД при согласовании проекта.

В реальности получаем полное игнорирование красного сигнала светофора пешеходами. Они уже давно (минимум 3 года) привыкли переходить этот перекресток на красный свет, не вдаваясь в детали выстраданного проектировщиком проектного решения. Кстати, это оказывает негативное влияние и на автомобильное движение по 12 Линии. Автомобили вынуждены пропускать пешеходов идущих на красный во время фазы 1. Пешеход идет по привычке.

В северной части перекрестка светофор работает в таком же режиме, задерживая пешеходов в фазе 2б на целую минуту ради 2-3 сворачивающих со Среднего проспекта автомобилей. На фотографии видно, что люди даже по сторонам не смотрят.

Привычный переход на красный 12 Линии В.О.

Какое было обоснование подобного решения мне не ясно. Может, кто подскажет?

Интересно, что недавно часть 12 Линии было закрыто на ремонт. Светофор остался прежним. Люди идут по-прежнему.

12 Линия В.О. перекрыта для ремонта. Светофор работает

Обновлено 5 ноября 2013. 31 октября цикл работы данного светофорного объекта исправили. Однако точно такой же цикл установили совсем недалеко — на пересечении Большого пр. и 19 Линии.

 Случай второй

Пересечение Среднего пр. и 4 Линии В.О. Как показывает Гугл (да и я подтверждаю), в сентябре 2012 года еще вполне себе нормальный перекресток – 2 фазы и для автомобилей, и для пешеходов. Но началось строительство нового вестибюля станции метро «Спортивная» на Васильевском острове. И придумали новую схему организации дорожного движения.

Пересечение Среднего пр. и 4 Линии В.О.

Один пешеходный переход запретили и обнесли забором (почти стертая зебра на фотографии). Зачем, если все равно все стоят на перекрестке из-за затора на следующем светофоре.

Каждая фаза длиной 1 минута. В худшем случае, чтобы перейти на другую сторону пешеходу потребуется 3 минуты. Хотя физически перейти на другую сторону можно за 20 секунд, а перебежать 10 секунд. Теперь вопрос, какой процент нормальных людей умеющих бегать, захочет тратить на переход в 18(!) раз больше времени?

Вот идут баталии за повышение скоростного режима на дорогах Москвы с 60 до 80 км/ч с выигрышем во времени в 2,5 мин на дистанции 10 км. А тут имеет проигрыш в эти же самые 2,5 минуты на одном перекрестке (25 метров) для пешехода.

Вот, например, оценка подобного пешеходного перехода из немецких норм.

Оценка удобства перекрестка для пешехода

Первый рисунок подписан словом «gunstig» – удовлетворительно, второй «ungunstig» — неудовлетворительно.

Интересно, что все эти мероприятия по организации дорожного движения на Васильевском острове только ухудшили ситуацию для пешеходов. Но никак не улучшили для автолюбителей. Вот иду я пешком от 18 Линии до Кадетской Линии 15-20 мин (зависит от благосклонности светофоров и регулировщика). А если попытаться проехать этот участок на автомобиле – получится в лучшем случае 20 минут, а в худшем – 40. И светофоры с регулировщиком тут будут совершенно не при чем. На зеленый сигнал не проедешь, если на перекрестке пробка.

То есть можно легко улучшить ситуацию для пешеходов, не ухудшая для автомобилистов.

Случай третий. Особо распространенный

И называется он игнорирование регулировщиком пешеходов (вот тут, кстати, беседую с регулировщиком по этому вопросу). Довелось недавно побывать на площади Восстания. Не то чтобы в «час пик», а в районе 8 часов вечера. Площадь Восстания – то еще «злачное» местечко в плане пробок. Бывает и в час ночи стоит.

В этот раз движением руководил регулировщик. Вот результат.

Регулирование движения на Невском пр.

Невооруженным взглядом можно насчитать около 110 человек. И со второй стороны примерно столько же. Зеленый только при мне не загорался 4 минуты. Как видите – накопилась критическая масса, которая и прорывается на красный свет. Даже достаточно плотный автомобильный поток с площади не испугал. Когда все почти перешли, регулировщик решил включить зеленый.

Вот он приоритет для пешеходов. Скоро сделают нам бессветофорный Невский.

Случай четвертый – неожиданный

Надо иметь незамутненный разум младенца, чтобы отойти от стереотипов и спроектировать такой светофор, как на пересечении ул. Восстания и ул. Рылеева. На самом деле в нем ничего особого нет. Более того – он не заметный. В идеале все светофоры должны быть такими незаметными. Две фазы всего по 15 секунд. Продолжительность зеленого – 12 секунд. Понятно, не везде это возможно. Но это то, к чему нужно стремиться.

Я бы еще отметил великолепное выполнение светофора не только на столбе на тротуаре, но и на выносной консоли – видно всегда и всем.

Пересечение ул. и ул. Рылеева

Сфотографировал таймер только что загоревшегося зеленого света. Если ехать на машине – ждать не долго. Красный не напрягает, ожидание встречных машин для поворота налево тоже не затянуто. Но особо приятно, когда пешком нужно перейти наискосок. Просто идешь, не останавливаясь ни на одном переходе. А если только через одну дорогу нужно перейти – максимальное время ожидания 18 секунд.

Тут сразу хочется вспомнить немецкие рекомендации для оценки дорожных сооружений (Handbuch fur die Bemessung von Strassenverkehrsanlagen), в которых указано, что время ожидания пешеходом зеленого сигнала на перекрестке менее 15 секунд считается наивысшим уровнем обслуживания. Хоть где-то мы близки к Европе. Кстати, наихудшим уровнем обслуживания для пешехода считается время более 30 секунд. А исследования показывают, что время ожидания более 120 секунд является аварийным для дорожной обстановки так как пешеходы начинают произвольно выбегать на проезжую часть на красный сигнал светофора.

У нас в России большинство считает, что пешеход должен стоять столько, сколько ему скажет светофор (регулировщик) невзирая на погодные условия, плохое самочувствие, недержание или просто на опоздание.

Вот есть такой простой пример, которым можно легко объяснить феномен, почему же люди идут на красный свет. Все имеют представление о физике. Физика дает нам обоснование, почему под определенным весом (под действием силы тяжести) навес может обрушиться. Хотя не все это учитывают и были случаи, когда крыши торговых центров проваливались. Но никто же не винил в этом снег (то есть у нас, конечно, пытались, но выглядело это глупо). Снег не подчинился гипнозу навеса и таки провалил крышу. Так вот тут прямая аналогия. Сила тяжести снега – это сила тяготения пешехода к цели. Навес, препятствующий снегу – это сила сопротивления – светофор, штрафы, сотрудник ГИБДД. Как только сила тяготения пешехода, зависящая от времени ожидания и других факторов, превышает силу сопротивления, он начинает пытаться перейти дорогу.

Кому-то может показаться, что сравнение со снегом – это некорректное сравнение. Тяжесть снега – это закон природы, а человек имеет мозг для того, чтобы ждать. Так вот как раз мозг, анализируя вероятность успешного решения задачи, и дает команду переходить дорогу. Мозг, разумеется, часто ошибается в любых вопросах. Так вот в развитых странах (например, в Германии) дороги и улицы проектируют исходя из условия, что ошибка мозга не должна приводить к ДТП. А еще лучше, чтобы мозг не ошибался. У нас все наоборот, сначала строят федеральную трассу через середину города, а потом удивляются ежедневной порции трупов.

Да, и подобное поведение пешеходов – это тоже закон природы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ключевые слова: , , , , .

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Сообщить о
avatar
wpDiscuz