Немного о видимости на автомобильных дорогах

Не нашли то, что искали? Тогда мощные технологии поиска по сайту Вам помогут.
Ключевые слова: , , .

Трудно оспорить, что на безопасность дорожного движения, пропускную способность, комфорт при движении значительное влияние оказывает видимость. Давайте разберемся, какая бывает видимость. За основу используем германские нормативные документы.

Виды видимости

Различают два типа расстояний видимости: наблюдаемые непосредственно водителем и устанавливаемые инженером-проектировщиком в проекте. Дополнительно различают следующие расстояния видимости:

Физиологически воспринимаемое расстояние видимости – расстояние, на котором может восприниматься объект с заданными характеристиками (контраст, форма, размер) водителем с заданной остротой зрения. Наблюдается непосредственно водителем.

Метеорологическое расстояние видимости – расстояние видимости, зависимое от погодных условий. Наблюдается непосредственно водителем.

Расстояние видимости днем и ночью – расстояние видимости, зависимое от освещения. Наблюдается непосредственно водителем.

Психологически воспринимаемое расстояние видимости – воспринимаемое водителем пространство, которое он может охватывать для оценки ситуации на дороге. Задается проектом дороги.

Геометрическое расстояние видимости – длина луча видимости до целевого объекта (препятствия, встречного автомобиля)

В проекте в той или иной степени могут быть учтены различные факторы, влияющие на видимость:

  1. План трассы: Задается положение трассы в плане, также для улучшения условий видимости могут изменяться откосы в выемке и устраиваться бермы. Учитывается положение застройки, растительности и дорожного оснащения с помощью минимальных расстояний от оси дороги до зданий, растительности и других объектов.
  2. Продольный профиль трассы: Проектные элементы продольного профиля (выпуклые и вогнутые вертикальные кривые) согласовываются с элементами и объектами плана трассы для соблюдения геометрических расстояний видимости.
  3. Транспортное движение: На видимость влияет расположение и геометрия находящихся впереди транспортных средств. Учитывается правильным и своевременным расположением участков для обгона.
  4. Свойства поверхности проезжей части: Важным фактор является отражательная способность покрытия. Учитывается в проекте за счет освещения и отражающей свет дорожной разметки.
  5. Погодные условия: Дождь, снег и туман снижают геометрическое расстояние видимости. В проекте возможен только косвенный учет с помощью устройство вспомогательных направляющих элементов – сигнальных столбиков, знаков, предупреждающих о кривых, дополнительных полос на краю проезжей части.
  6. Условия освещения: Здесь необходимо отметить ослепление встречными автомобилями, сумерки, темнота, увеличивающих частоту аварий. Негативное влияние условий освещения не предотвратить. Необходимо дальнейшее развитие устройств освещения транспортных средств и оснащения дорог.

 Восприятие дороги водителем

Важно, как водитель воспринимает и оценивает пространство дороги при помощи своих органов восприятия. При проектировании автомобильных дорог следует исходить из создания одинаковых условий для восприятия дороги и окружения. При этом необходимо определиться со следующими условиями:

  • Проектирование дороги с максимальными проектными параметрами или сознательное ограничение максимальных параметров дороги;
  • По возможности наибольшая свобода пространства на прилегающей территории или настойчивое стеснение;
  • Выбор элементов ближнего оптического направления водителя (разметка с высокой или низкой отражательной способностью);
  • Наличие или отсутствие элементов обеспечивающих хорошее дальнее оптическое направление водителя (сигнальные столбики, указатели поворотов);
  • Выбор способа размещения осветительных объектов.

При изменении этих условий перед водителем изменяется содержание поля видимости, ширина поля видимости, расстояния видимости. То есть проектировщик может влиять на поле зрение водителя и расставлять акценты на объектах.

На размер поля видимости также оказывает влияние скорость движения. При высокой скорости движения точка, зафиксированная глазом на большом отдалении, перемещается скачками. Это приводит к уменьшению поля видимости (рисунок). Содержание поля видимости влияет на ощущения водителя при поездке и на его поведение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ключевые слова: , , .

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Сообщить о
avatar
wpDiscuz